Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Емельянова В.А., Михайлинского О.Н.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. гражданское дело по исковому заявлению Ефимовой "данные изъяты" к Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю о признании незаконными решений об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельных участков
по апелляционной жалобе представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю Кацер Л.В.
на заочное решение Березовского районного суда Красноярского края от 16 июня 2015 года, которым постановлено:
"исковое заявление Ефимовой "данные изъяты" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю о признании незаконными решений об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельных участков удовлетворить.
Признать незаконными решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 15.10.2014 года N Ф24/14-2-148624; от 15.10.2014 года N Ф24/14-2-148444; от 15.10.2014 года N Ф24/14-2-148436; от 15.10.2014 года N Ф24/14-2-148634".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ефимова А.А. обратилась в суд к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю с иском о признании незаконными решений от 15.10.2014 г. NФ24/14-2-148624, NФ24/14-2-148444, NФ24/14-2-148436, NФ24/14-2-148634, об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельных участков.
Требования мотивированы тем, что обратилась в филиал кадастровой палаты с заявлениями о внесении изменений сведений в государственный кадастр недвижимости о виде разрешенного использования принадлежащих истице на праве собственности земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения с существующего вида разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства на разрешенный постановлением администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края от 29.12.2012 г. N466 вид использования - для ведения дачного хозяйства, с приложением всех необходимых документов. Однако указанными решениями филиала от 15.10.2014 г. ей было отказано во внесении в ГКН сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю Кацер Л.В. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец Ефимова А.А., представитель третьего лица - администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю Степанова И.В., представителя истца Ефимовой А.А. Ефимова В.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Ефимова А.А. является собственником земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодий):
- кадастровый номер "данные изъяты", разрешенное использование "для ведения сельскохозяйственного производства", общая площадь "данные изъяты" адрес: "данные изъяты"
- кадастровый номер "данные изъяты", разрешенное использование "для ведения сельскохозяйственного производства", общая площадью "данные изъяты", адрес: "данные изъяты"
- кадастровый номер "данные изъяты", разрешенное использование "для ведения сельскохозяйственного производства", общая площадь "данные изъяты" адрес: "данные изъяты"
- кадастровый номер "данные изъяты", разрешенное использование "для ведения сельскохозяйственного производства", общая площадь "данные изъяты", адрес: "данные изъяты"
Постановлением главы администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края от 29.12.2012 г. N466 утверждено заключение о результатах публичных слушаний от 19.12.2012 г. по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "Есаульский сельсовет", в соответствии с которыми, разрешенное использование указанных выше земельных участков было изменено с разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" (п.13 Постановления).
02.09.2014 г. Ефимова А.А. обратилась в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости (земельных участков) в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"
Решениями филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю NФ24/14-2-148624 от 15.10.2014 г., NФ24/14-2-148444 от 15.10.2014 г., NФ24/14-2-148436 от 15.10.2014 г., NФ24/14-2-148624 от 15.10.2014 г. истцу было отказано в учете изменений объектов недвижимости со ссылкой на то, что ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос (ответ заместителя министра экономики и регионального развития Красноярского края N85-1993, ответы и.о. главы администрации Березовского района Красноярского края N2149, 2152, 2150 от 12.09.2014 г., N2167 от 15.09.2014 г.) свидетельствует об отсутствии документа и информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что отказ ответчика в учете изменений указанных объектов недвижимости является незаконным. При обращении истцом было представлено Постановление главы администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края от 29.12.2012 г. N466. Ответчиком же в обоснование своего довода о том, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что спорные земельные участки относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.
Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на неправильном толковании норм материального права.
В силу п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп.1 и 4).
В соответствии с п.2 ст.7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п.6 ст.1, п.3 ч.2 и ч.6 ст.30, чч.1, 6 ст.36, ч.5 ст.37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп.1 п.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. N537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст.4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч.10 ст.35 и ч.3 ст.36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п.2 ст.7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч.1 и ч.2 ст.4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
При указанных обстоятельствах, вывод суда о возможности изменения вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения без перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и удовлетворении исковых требований, является неправильным, а решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Ефимовой А.А. в удовлетворении требований к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю о признании незаконными решений об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельных участков. Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Березовского районного суда Красноярского края от 16 июня 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ефимовой "данные изъяты" к Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю о признании незаконными решений об отказе внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельных участков отказать.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.