Судья федерального суда - Кирпиченко Е.П. Дело N 7р - 61/2016
РЕШЕНИЕ
21 января 2016 года г.Красноярск, пр.Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Вильчик А.В. на решение судьи Тунгуссо-Чунского районного суда Красноярского края от 12 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 04 августа 2015 года Государственное предприятие Красноярского края "Красноярское управление лесами" (далее ГПКК "Красноярское управление лесами") привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Как установлено постановлением, ГПКК "Красноярское управление лесами" с агентством лесной отрасли Красноярского края было заключено четыре договора купли продажи лесных насаждений при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в связи с тем, что данные мероприятия не учтены при размещении государственного заказа на охрану, защиту и воспроизведение лесов с одновременной продажей лесных насаждений:
- договор от 05 августа 2013 года N 3481 со сроком действия до 04 августа 2014 года согласно которому ГПКК "Красноярское управление лесами" передается лесной участок общей площадью 29,8 га расположенный на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, в квартале N 745, выдел 20 Чемдальского участкового лесничества (урочище Катанга);
- договор от 05 августа 2013 года N 3482 со сроком действия до 04 августа 2014 года согласно которому ГПКК "Красноярское управление лесами" передается лесной участок общей площадью 53,0 га расположенный на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, в квартале N 767, выдел 2 Чемдальского участкового лесничества (урочище Катанга);
- договор от 05 августа 2013 года N 3483 со сроком действия до 04 августа 2014 года согласно которому ГПКК "Красноярское управление лесами" передается лесной участок общей площадью 19,0 га расположенный на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, в квартале N 767, выдел 3 Чемдальского участкового лесничества (урочище Катанга);
- договор от 19 декабря 2013 года N 3938 со сроком действия до 18 декабря 2014 года согласно которому ГПКК "Красноярское управление лесами" передается лесной участок общей площадью 12,5 га расположенный на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, в квартале N 745, выдел 13 Чемдальского участкового лесничества.
В ходе натурных осмотров лесосек, проводившихся в период с 25 мая 2015 года по 28 мая 2015 года работниками Чемдальского участкового лесничества КГБУ "Тунгуссо-Чунское лесничество" установлено, что ГПКК "Красноярское управление лесами" не выполнены работы по очистке лесосек от порубочных остатков, чем нарушены требования п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.
Решением судьи Тунгуссо-Чунского районного суда Красноярского края от 12 октября 2015 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе с которой обратился в Красноярский краевой суд в соответствии с положениями ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ врио директора ГПКК "Красноярское управление лесами" Вильчик А.В. просит постановление по делу об административном правонарушении и судебное решение отменить, указывая, что в решении суда не описан порядок его обжалования, ГПКК "Красноярское управление лесами" не было извещено работниками лесничества о проведении осмотров мест рубок, осмотры проведены с нарушением предусмотренных сроков, в связи с чем акты осмотра не являются допустимыми доказательствами по делу; согласно акту осмотра от 27 мая 2015 года засорение мест рубок порубочными остатками выявлено в квартале 767 выдел 20 Чемдальского участкового лесничества, в то время как по договору заготовка древесины осуществлялась в выделах 2 и 3; складирование порубочных остатков предусмотрено условиями договоров; засорение лесных участков могло допустить иное лицо; имеются сомнения о том, что осмотр лесных участков проводился.
В судебном заседании защитник ГПКК "Красноярское управление лесами" Купонен Е.В. жалобу поддержала, иные участники производства по делу об административном правонарушении при надлежащем извещении не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ГПКК "Красноярское управление лесами" и решение суда подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из содержания п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ законность постановления по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы судьей проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, проверки и оценки имеющейся совокупности доказательств.
Как установлено ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ установлено, что заготовка древесины является одним из видов использования леса.
Согласно частям 1 и 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Как установлено ч.3 ст. 16 Лесного кодекса РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно ч.3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, и являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины устанавливающие единые требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
Пунктом 63 названных Правил установлено, что после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения настоящих Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (далее осмотр мест рубок).
Осмотр мест рубок лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
При проведении осмотра допускается применение космических снимков, данных дистанционных мониторингов лесов и государственной инвентаризации лесов.
Согласно ст. 64 Правил при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования, осмотр мест рубок осуществляется, как правило, в бесснежный период, но не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины.
При этом исходя из содержания п. 65 Правил о дате и времени проведения осмотра мест рубок извещается лицо, осуществляющее заготовку древесины. Извещение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Договором аренды лесного участка или договором купли-продажи лесных насаждений могут быть предусмотрены иные формы извещения.
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что обеспечение права предприятия-лесозаготовителя участвовать в осмотре мест рубок является необходимым условием признания акта осмотра, результатов осмотра допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.3. ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как усматривается, осмотры мест рубок проведены работниками лесничества в отсутствие представителя ГПКК "Красноярское управление лесами".
В имеющихся в материалах дела актах осмотра мест рубок от 25, 26, 27 мая 2015 года имеется отметка о том, что лесозаготовитель извещался почтой, однако какие-либо документы, подтверждающие данное обстоятельство в деле отсутствуют. Согласно доводам представителя ГПКК "Красноярское управление лесами" на стадии составления протокола об административном правонарушении, а также доводам законного представителя предприятия в рассматриваемой жалобе, извещение о проведении осмотров мест рубок не поступало. Эти доводы не опровергнуты, в том числе и судьей районного суда при рассмотрении дела.
В этой связи имеются основания полагать, что порядок проведения осмотр мест рубок существенно нарушен, в связи с чем акты осмотра, а соответственно и его результаты, являются недопустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу вывода о виновности юридического лица.
Кроме того, в соответствии с положениями договоров купли - продажи NN 3481, 3482, 3483 со сроком действия до 04 августа 2014 года и договора N 3938 со сроком действия до 18 декабря 2014 года, акт осмотра лесного участка оформляется в последний день срока действия договора. Между тем применительно к договорам NN 3481, 3482, 3483 осмотр лесных участков проведен спустя более чем 9 месяцев после завершения срока действия договоров и лесозаготовительных работ, и спустя более чем 5 месяцев после окончания срока действия договора N 3938.
Таким образом после окончания заготовки леса до момента осмотра лесных участков прошел достаточно длительный период времени.
С учетом изложенного заслуживают внимание доводы рассматриваемой жалобы о том, что порубочные остатки могли образоваться от действия иных лесозаготовителей. Безусловные доказательства того, что порубочные остатки образовались вследствие работ, проводимых ГПКК "Красноярское управление лесами", в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах вину ГПКК "Красноярское управление лесами" в правонарушении нельзя признать доказанной.
В этой связи постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 04 августа 2015 года и решение судьи Тунгуссо-Чунского районного суда Красноярского края от 12 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ- ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 04 августа 2015 года и решение судьи Тунгуссо-Чунского районного суда Красноярского края от 12 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении Государственного предприятия Красноярского края "Красноярское управление лесами" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ - ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А.Жихарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.