Судья федерального суда - Немцева Е.Н. Дело N 7р - 77/2016
РЕШЕНИЕ
28 января 2016 года г.Красноярск, пр.Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Николаевой Е.В. на решение судьи Рыбинского районного суда Красноярского края от 19 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 28 августа 2015 года Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее ПАО "ФСК ЕЭС") привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Как установлено постановлением, в ходе рейдового мероприятия, проведенного лесничим Рыбинского участкового лесничества КГБУ "Рыбинское лесничество" 28 апреля 2015 года на участке линии электропередач, находящемся в квартале N 84 выдел N 7, в квартале N85 выделы NN 15, 19, в квартале N 86 выдел N 16 Рыбинского участкового лесничества КГБУ "Рыбинское лесничество", особо охраняемые природные территории "Рыбинский бор", который обслуживается Филиалом ПАО "ФСК ЕЭС", выявлено захламление просеки порубочными остатками на площади 8,8 га, чем нарушены требования пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417. Нарушение способствовало созданию пожароопасной ситуации, поскольку выявлено в период пожароопасного сезона 2015 года, открытого с 23 марта 2015 года.
Решением судьи Рыбинского районного суда Красноярского края от 19 ноября 2015 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд в соответствии с положениями ст.ст. 30.1-30.3, 30.9 КоАП РФ защитник Николаева Е.В. просит постановление по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" и решение суда отменить, указывая, что дело рассмотрено судом в отсутствие представителя административного органа, возражения им не представлены; суд не оценил должным образом доказательства; судом не принято во внимание, что работы по очистке мест рубок (просек под ВЛ электропередачи) ПАО "ФСК ЕЭС" проводило в плановом порядке, осуществляло за этим собственный надзор, убирало порубочные остатки на момент проведения рейдового мероприятия, на момент вынесения постановления по делу порубочные остатки были убраны, ущерб ПАО "ФСК ЕЭС" начислен неправомерно, вопрос о размере ущерба безосновательно разрешен в рамках дела об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в отношении мастера Камылинского линейного участка филиала ПАО "ФСК ЕЭС" Малышева А.В. не вступило в законную силу, при назначении наказания административный орган необоснованно сослался на невозможность применения такой меры ответственности как предупреждение, привел к этому ненадлежащие основания.
В судебном заседании защитник Николаева Е.В. жалобу поддержала, иные участники производства по делу об административном правонарушении при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, ходатайств о его отложении не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" и решение суда подлежат изменению по следующим основаниям.
Вопреки доводам жалобы, вина ПАО "ФСК ЕЭС" в совершении административного правонарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении установлена правильно.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч.3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, устанавливающие единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, и являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно п. 35 названных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Из буквального содержания приведенных норм следует, что в период пожароопасного сезона просеки, на которых расположены линии электропередач должны быть свободы от горючих материалов, в том числе и от порубочных остатков.
В соответствии с п.23. Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Из материалов дела следует, что ПАО "ФСК ЕЭС" является собственником линии электропередач Д-43, проходящей по территории Рыбинского участкового лесничества КГБУ "Рыбинское лесничество", особо охраняемые природные территории "Рыбинский бор", линия обслуживается Филиалом ПАО "ФСК ЕЭС", что не оспаривается.
То обстоятельство, что 28 апреля 2015 года на участке линии электропередач, находящемся в квартале N 84 выдел N 7, в квартале N85 выделы NN 15, 19, в квартале N 86 выдел N 16 Рыбинского участкового лесничества КГБУ "Рыбинское лесничество", особо охраняемые природные территории "Рыбинский бор" имело место захламление просеки порубочными остатками на площади 8,8 га, достоверно установлено материалами дела, в том числе актом натурного осмотра участка согласно которому порубочные остатки были брошены на местах рубки в хаотичном порядке, свалены на прилегающую к территории ЛЭП стену леса, что мешает выполнению противопожарных мероприятий, уходу за минерализованными полосами вдоль ЛЭП (л.д. 146-147). Акт составлен уполномоченным на это лицом, по результатам проведенного рейда, оснований полагать отраженные в акте сведения недостоверными, не имеется. Помимо акта вина юридического лица подтверждается сообщением о лесонарушении, протоколом об административном правонарушении.
Пожароопасный сезон 2015 года на территории Красноярского края был открыт приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23 марта 2015 года N 1\195 с 23 марта 2015 года.
Таким образом, в период пожароопасного сезона ПАО "ФСК ЕЭС" в нарушение п.п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах не обеспечило очистку просеки, на которой находится линия электропередачи от горючих материалов- порубочных остатков, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Оснований полагать, что ПАО "ФСК ЕЭС" привлечено к административной ответственности при отсутствии к тому оснований не имеется, в том числе и по доводам жалобы.
Поскольку требования к содержанию просек линий электропередач в надлежащем противопожарном состоянии установлена требованиями законодательства Российской Федерации, ссылка защитника на внутренние документы юридического лица, определяющие сроки и порядок очистки просек от порубочных остатков не может являться основанием к отмене состоявшихся решений. Вне зависимости от содержания внутренних документов Общества, просеки линий электропередач должны быть очищены от порубочных остатков к началу пожароопасного периода, что прямо установлено Правилами пожарной безопасности в лесах.
Устранение ПАО "ФСК ЕЭС" нарушений к 17 августа 2015 года не освобождает Общество от ответственности за то, что нарушения были им допущены.
Оснований полагать, что вина ПАО "ФСК ЕЭС" в правонарушении не доказана, не имеется, эти доводы полностью опровергаются материалами дела. Имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимосвязи убедительно свидетельствуют о совершении ПАО "ФСК ЕЭС" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Существенного нарушения в ходе производства по делу процессуальных норм не допущено.
Обязательное участие в рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении представителя административного органа, принесение от его лица возражений на жалобу нормами главы 30 КоАП РФ не предусмотрено. На всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела судьей районного суда данный факт не сказался, поэтому отмену решения не влечет.
Вопросы вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении в отношении мастера Камылинского линейного участка филиала ПАО "ФСК ЕЭС" Малышева А.В. не имеют какого-либо значения для выводов о виновности юридического лица.
В то же время, согласно диспозиции ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ состав административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является формальным, он не связан с наступлением ущерба. Соответственно вопросы порядка исчисления данного ущерба, обоснованности его размера, лежат за рамками производства по делу об административном правонарушении.
Между тем в постановлении заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 28 августа 2015 года ПАО "ФСК ЕЭС" вменено причинение ущерба за нарушение лесного законодательства в размере 545545,00 рублей, неоплата ущерба учтена при назначении наказания.
Данные указания из постановления следует исключить. Из решения суда следует также исключить указание на оставление постановления административного органа без изменения.
Вместе с тем, учитывая, что наказание в виде административного штрафа в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" определено в минимальном размере, а оснований к назначению другого вид наказания исходя их характера допущенных нарушений, которые создавали существенную опасность возникновения и распространения пожара, не усматривается, вносимые изменения снижения наказания не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление края заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от от 28 августа 2015 годаи решение судьи Рыбинского районного суда Красноярского края от 19 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" изменить:
исключить из постановления от 28 августа 2015 года указания о причинении ПАО "ФСК ЕЭС" ущерба за нарушение лесного законодательства в размере 545545,00 рублей и об учете факта неоплаты данного ущерба при назначении наказания;
из решения суда исключить указание об оставлении постановления в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" без изменения.
В остальном постановление и решение оставить без изменения, жалобу защитника Николаевой Е.В.- без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А.Жихарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.