Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей: Бондаревой Н.А., Простомолотова А.В.,
при секретаре Климашевской Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению Тарандо А. И. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить на соответствующий учет,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 29 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения представителей Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области Евтеева В.Г., Сенько Г.Д., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Тарандо А.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - УФСИН России по Томской области) об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет для получения названной выплаты.
В обоснование требований ссылался на то, что в период с 1997 года по 2011 год работал в УФСИН России по Томской области, состоял в очереди на улучшение жилищных условий. 08.03.2015 обратился в комиссию УФСИН России по Томской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив все необходимые документы, однако ему отказано в постановке на соответствующий учет ввиду непредставления копии финансового лицевого счета по адресу его регистрации за последние 5 лет, непредставления сведений о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости на всей территории Российской Федерации, а также намеренного ухудшения жилищных условий. По мнению Тарандо А.И., решение комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по указанным основаниям является незаконным.
В судебном заседании Тарандо А.И. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель УФСИН России по Томской области Сенько Г.Д. в судебном заседании считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Обжалуемым решением, с учетом определения от 23.11.2015 об исправлении описок, суд заявление Тарандо А.И. удовлетворил, признал незаконным решение УФСИН России по Томской области, выраженное в протоколе N 4 заседания комиссии от 27.04.2015, об отказе Тарандо А.И. во включении в список для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязал УФСИН России по Томской области рассмотреть заявление Тарандо А.И. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в установленном законом порядке.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Томской области просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Считает, что судом необоснованно, без учета положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", сделан вывод о том, что в составе документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудником должна предоставляться копия финансового лицевого счета только с его места жительства, без предоставления таких документов с места регистрации.
Указывает, что сотрудник, претендующий на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подтверждает наличие или отсутствие в его собственности и членов его семьи жилых помещений путем предоставления справок из Ростехинвентаризация (БТИ) по субъектам Российской Федерации - по местам жительства с 1991 по 1998 годы, а в период с 1998 года по настоящее время- справками из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии или отсутствии в собственности жилых помещений на территории всей Российской Федерации. Вопреки этому, Тарандо А.И. предоставил на рассмотрение комиссии лишь уведомления из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о наличии или отсутствии в его собственности и членов его семьи жилых помещений только по субъекту Российской Федерации - Томской области. Полагает, что судом неправомерно отклонены разъяснения, содержащиеся в письме ФСИН России от 20.03.2014 N 04-11321, о необходимости предоставления соответствующих сведений, поскольку единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения является мерой социальной поддержки, при получении которой сотрудник и члены его семьи имеют право приобрести жилое помещение в любом субъекте Российской Федерации (в избранном месте жительства) и, соответственно, не ограничены выбором места жительства исключительно в Томской области.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что в действиях Тарандо А.И. не было ухудшения жилищных условий. Поскольку Тарандо А.И. прекратил право собственности на 1/28 доли в праве собственности на жилое помещение, вычесть площадь названной доли при исчислении размера социальной выплаты не представляется возможным, в связи с чем действия Тарандо А.И. подпадают под перечень случаев ухудшения жилищных условий, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а постановка заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты возможна не ранее чем через 5 лет со дня совершения рассматриваемых действий.
Относительно апелляционной жалобы Тарандо А.И. поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
На основании части 1 статьи 327, частей 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие Тарандо А.И., извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного решения.
Из материалов дела усматривается, что Тарандо А.И. проходил службу в органах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, выслуга лет в календарном исчислении составляет 16 лет 01 месяцев 02 дней (л.д. 36-51, 80).
С 27.02.2002 Тарандо А.И. состоит в списке очередников на улучшение жилищных условий, получение жилья ЖБК ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области, порядковые номер /__/ (л.д. 79).
С 05.11.1998 Тарандо А.И. зарегистрирован по месту жительства по адресу: /__/, в котором также зарегистрированы мать Тарандо А.И. - Т., являющаяся собственником данного жилого помещения. Жилой дом имеет общую площадь /__/ кв.м (л.д. 71).
С /__/ Тарандо А.И. состоит в браке с Т. и проживает по адресу: /__/, с женой, дочерью Т., /__/ рождения, и сыном Т., /__/ рождения. Данное жилое помещение общей площадью /__/ кв.м принадлежит на праве общей долевой собственности Т., Г., Г., Г. (по 1/4 доли в праве собственности), которые имеют регистрацию по данному адресу (л.д. 32-34, 52, 53, 72).
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16.09.2013 Тарандо А.И. принадлежала 1/28 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью /__/ кв.м, расположенную по адресу: /__/, которая им была продана по договору купли-продажи от 07.04.2014 (л.д. 78, 120, 121).
12.03.2015 Тарандо А.И. обратился к начальнику УФСИН России по Томской области с заявлением (рапортом) о принятии его с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", представив пакет документов.
Согласно протоколу заседания комиссии УФСИН России по Томской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27.04.2015 N 4 принято решение об отказе Тарандо А.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с неполным пакетом представленных документов и на основании статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по причине ухудшения жилищных условий (л.д. 153-161).
Уведомлением заместителя председателя комиссии УФСИН России по Томской области от 07.05.2015 N 72/ТО/01-3580 Тарандо А.И. был проинформирован о том, что на заседании комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27.04.2015 ему отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку документы, приложенные к заявлению, не в полном объеме соответствуют пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24.04.2013, а именно: не представлена копия финансового лицевого счета по адресу регистрации: /__/, за последние пять лет; документы из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области представлены только по Томской области. Кроме того, им совершены действия по отчуждению принадлежащей ему 1/28 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: /__/, т.е. ухудшены жилищные условия (л.д. 15-16).
Удовлетворяя требования Тарандо А.И. о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Томской области об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что действия Тарандо А.И. по отчуждению доли в праве собственности на квартиру не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий, при этом отчуждение доли жилого помещения объективно не влияло на возникновение у Тарандо А.И. права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, поскольку даже с учетом отчужденной им доли в праве на квартиру он обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м, что дает ему право на получение указанной социальной выплаты. Также суд указал, что представленные Тарандо А.И. в комиссию документы в полной мере соответствовали тем, которые указаны в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24.04.2013.
Судебная коллегия считает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40), тем самым предписывает федеральному законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
Статья 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ), принятая в развитие указанных конституционных положений, устанавливает круг лиц, которым предоставляется единовременная социальная выплата, и содержит поручение Правительству Российской Федерации определить порядок и условия ее предоставления в рамках его компетенции.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из материалов дела следует, что 07.04.2014 на основании договора купли-продажи Тарандо А.И. продал 1/28 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: /__/.
Ссылки Тарандо А.И. на то, что размер отчужденной им доли в праве собственности на жилое помещение являлся незначительным и не мог повлиять на возникновение у него права стоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, состоятельными признаны быть не могут, поскольку размер единовременной социальной выплаты, которая производится лицам, принятым на соответствующий учет, зависит, в том числе от наличия у сотрудника и членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и занимаемых ими по договорам социального найма, а также от их площади.
Пункт 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Данная норма, устанавливающая порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты с учетом особенностей жилищных условий граждан, препятствует необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, а потому отчуждение жилых помещений или их частей вне зависимости от их размера, относится к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, в связи с совершением которых сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение комиссии УФСИН России по Томской области об отказе в постановке на учет Тарандо А.И. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, является правомерным и не нарушает прав Тарандо А.И. на получение указанной меры социальной поддержки.
Ошибочной является и ссылка суда на необоснованность требований комиссии о необходимости представления вместе с заявлением сведений из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилых помещений на всей территории Российской Федерации.
Пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты устанавливает, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прилагаются документы, в частности, документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и").
При этом обязанность по предоставлению совместно с заявлением документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, возлагается на лицо, обращающееся за постановкой на учет для получения соответствующей выплаты.
Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 утвержден порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложением к которому является образец заявления, заполняемого лицом, обращающимся за постановкой на учет для предоставления единовременной социальной выплаты (приложение N 1).
К числу сведений, которые указываются при заполнении данного заявления, относится информация о наличии либо отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Заявление соответствующей формы было подано в комиссию УФСИН России по Томской области и Тарандо А.И.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что для подтверждения указанной в заявлении информации в соответствии с подпунктом "и" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации.
Вопреки изложенным требованиям, Тарандо А.И. в комиссию были представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и уведомления, выданные Управлением Росреестра по Томской области, о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и об отсутствии зарегистрированных прав только на территории Томской области. О наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на недвижимость заявителя и членов его семьи в остальных субъектах Российской Федерации названные документы информации не содержат, поскольку в них отсутствуют разделы, которые в соответствии с приложениями N 4 (раздел 10) и N 7 (раздел 9) к приказу Минэкономразвития России от 22.03.2013 N 147 "Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заполняются в случае поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, запроса о предоставлении информации о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории более чем один регистрационный округ.
При изложенных данных у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для признания за Тарандо А.И. права быть принятым на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем решение суда подлежит отмене по основанию неправильного применения норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 29 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Тарандо А. И. о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27 апреля 2015 года об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет для получения социальной выплаты.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.