судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей Простомолотова О.В., Небера Ю.А.,
при секретаре Шакиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу Черных Л. М. на решение Советского районного суда г. Томска от 30.09.2015 по делу по иску Черных Л. М. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании права на получение жилищного сертификата без уменьшения размера социальной выплаты, наложении обязанности выдать сертификат
Заслушав доклад судьи Небера Ю.А., объяснения представителя истца Черных Л.М. Черных Н.В., поддержавшую доводы жалобы, объяснения представителей Департамента архитектуры и строительства Томской области Сафаргалеева Р.Я., Жаровой М.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Черных Л.А. обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании права на получение жилищного сертификата без уменьшения размера социальной выплаты, наложении обязанности выдать сертификат без учета уменьшения размера данной выплаты на сумму, полученную от реализации принадлежащего истцу жилого помещения, указывая, что данная сделка по отчуждению квартиры совершена до постановки истца на учет как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", следовательно, принятое ответчиком решение об уменьшении предоставляемой ей выплаты является незаконным.
Так, решением районной комиссии по распределению субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, от 29.09.2009 N 100 она была включена в список инвалидов, учетный номер 211(531), в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ.
15.06.2015 Департаментом архитектуры и строительства Томской области государственный жилищный сертификат Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы истцу был выдан. В соответствии с данным сертификатом истцу предоставляется за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере /__/ рублей, при этом размер социальной выплаты был незаконно уменьшен на /__/ рублей, поскольку истец 17.10.2008 продала принадлежащее ей жилое помещение.
В судебном заседании истец Чернова Л.А. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области Жарова М.А., Сафаргалеев Р.Я. считали иск не подлежащим удовлетворению.
Решением Советского районного суда г. Томска от 30.09.2015 исковые требования Черных Л.А. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании права на получение жилищного сертификата без уменьшения размера социальной выплаты, наложении обязанности выдать сертификат оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Черных Л.А. считает решение подлежащим отмене, указывая, что судом не правильно применены нормы материального закона.
Так, со ссылкой на положения ст. 6 Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ (ред. от 17.07.2011) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" указывает, что данная норма закона не предусматривает возможность уменьшения социальной выплаты в связи с отчуждением жилого помещения, а следовательно, поскольку правоотношения сторон возникли до вступления 01.01.2012 в силу изменений, внесенных в данную статью федеральным законом N 212-ФЗ от 17.07.2011, предусматривающим такую возможность, суду необходимо было удовлетворить заявленные исковые требования.
Кроме того, вывод суда о намеренном ухудшении истцом жилищных условий доказательствами не подтвержден.
В возражениях на жалобу представитель ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области Сафаргалеев Р.Я. считает решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия рассмотрела жалобу в отсутствие истца Черных Л.М., извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года) в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 - 4 статьи 6 Федерального закона N125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Кроме того, указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила).
В силу подпункта "з" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно пункту 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
В силу пункта 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Пункт 44(2) Правил предусматривает, что органы местного самоуправления (подразделения), осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведения о договоре об отчуждении гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи жилого помещения, включая сведения о цене договора - в случае, указанном в абзаце третьем пункта 16(2) настоящих Правил; граждане - участники подпрограммы вправе представлять, указанные документы по собственной инициативе.
В случае отчуждения гражданином, указанным в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.
Согласно абзацу 3 пункта 16(2) Правил при этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Из анализа изложенных норм закона следует, что введение законодателем вышеуказанного условия об уменьшении размера жилищной субсидии направлено на защиту государственных интересов в случае уклонения граждан от передачи в государственную и муниципальную собственность жилых помещений путём заключения сделок по отчуждению имевшегося у них на момент постановки на учёт и подлежавшего передаче в государственную и муниципальную собственность жилья при добросовестном выполнении гражданами обязательного условия участия в программе.
Поскольку как обязательство по безвозмездному отчуждению жилого помещения, так и осуществляемое вместо данного обязательства уменьшение суммы жилищной субсидии на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию, обуславливаются возникновением правоотношения по участию в указанной программе, при определении жилищной субсидии также должны учитываться жилые помещения граждан, проданные после постановки их на учет как участников программы.
Вместе с тем, как следует из дела, Черных Л. М. с 29.09.2009 состоит на учете граждан, имеющих право на получение субсидий для переселения в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 N 125-ФЗ, номер 211 (531), что подтверждается выпиской из протокола районной комиссии по распределению субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 11).
17.10.2008 Черных Л.М. произвела отчуждение муниципальному заказчику в лице администрации Новоюгинского сельского поселения квартиру, расположенную по адресу: /__/, (маневренное жилое помещение в деревянном исполнении), стоимость которой согласно контракту составляла /__/ рублей, что подтверждается муниципальным контрактом N 008 от 17.10.2008 (л.д.8).
В связи с продажей указанного жилого помещения, в соответствии с нормой абз. 4 ст. 6 вышеуказанного Закона, Департаментом архитектуры и строительства Томской области 15.06.2015 произведен расчет размера предоставляемой истцу социальной выплаты с уменьшением на /__/ рублей и выдан государственный жилищный сертификат серии /__/ N /__/, удостоверяющий ее право на получение социальной выплаты в размере /__/ рублей.
Сведений о погашении Черных Л.М. указанного жилищного сертификата по делу не представлено.
Учитывая приведенные положения закона, а также и тот факт, что отчуждение жилого помещения произведено Черных Л.М. до ее волеизъявления на участие в программе и принятия на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, вывод суда о правомерности действий ответчика по уменьшению размера положенной истцу по закону социальной выплаты на сумму, составляющую стоимость проданного ею жилого помещения, на законе не основан.
Черных Л.М. имеет право на получение государственного жилищного сертификата в рамках указанной выше программы без уменьшения размера положенной по закону социальной выплаты, а потому ее требование о признании права на получение данной выплаты в полном размере подлежит удовлетворению, а выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия признает несостоятельным.
Также несостоятельными судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции о том, что отчуждение Черных Л.М. квартиры имело место с целью намеренного ухудшения своих жилищных условий, поскольку каких-либо доказательств данному обстоятельству в дело представлено не было, предметом судебного исследования данный вопрос не являлся, на что обоснованно указано в апелляционной жалобе.
Как следует из представленных в суд апелляционной инстанции документов, пояснений представителя Черных Л.М. Черных Н.В., являющейся дочерью истца, продажа 17.10.2008 Черных Л.М. принадлежащей ей квартиры продиктована не целью ухудшения жилищных условий, а с целью улучшения жилищных условий для ее тяжелобольного супруга Ч., /__/ г.рождения, которому по состоянию его здоровья показаны были надлежащий уход и проживание в условиях, исключающих переохлаждение.
Так, как следует из дела, Ч. и Черных Л.М. состояли в браке с /__/, что подтверждается копией свидетельства о регистрации брака.
Квартира N /__/ по /__/, ранее принадлежала Черных Л.М., которая проживала в ней совместно с Ч. вплоть до ее отчуждения по договору от 17.10.2008, являлась неблагоустроенной, относилась к маневренному фонду (квартира в деревянном исполнении, отопление печное, отсутствие центральной канализации и водоснабжения), что следует их технического паспорта домовладения по состоянию на 10.12.2003.
С целью улучшения условий проживания тяжелобольного супруга Черных Л.М. продала указанное жилое помещение, в котором не было условий для проживания тяжелобольного супруга (с учетом поставленного ему диагноза), и после приобретения квартиры N /__/ по /__/ переехала с супругом в указанное благоустроенное жилое помещение, право собственности на которое было оформлено на Черных Н.В., что следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности /__/. Данное обстоятельство подтверждается также техническим паспортом на указанное жилое помещение.
Как следует из представленной медицинской документации /__/ за период с 16.03.2007 по 30.01.2009 (выписка из медицинской карты стационарного больного за период с 16.03.2007 по 21.05.2007; с 05.08.2008 по 26.08.2008; выписных эпикризов /__/ от 20.09.2007, от 13.11.2007от 20.12.2007, от 28.01.2008, от 24.03.2008, от 20.05.2008, от 07.10.2008, от 13.01.2009; данных МРТ /__/ от 05.07.2007, от 23.03.2007, от 21.03.2008), сведений из /__/ от 13.10.2008 /__/, Ч. диагностировано заболевание- /__/. При этом, как следует из указанной документации, Ч. рекомендовано, помимо прочего, профилактика переохлаждений.
Ч. умер /__/, что следует из свидетельства о смерти от /__/.
Анализируя представленные доказательства, учитывая приведенные положения закона, судебная коллегия считает несостоятельным вывод суда о намеренном ухудшении Черных Л.М. жилищных условий.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым иск Черных Л. М. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании права на получение жилищного сертификата без уменьшения размера социальной выплаты, возложению обязанности выдать сертификат подлежит удовлетворению. При этом судебная коллегия исходит из того, что доказательств тому, что Черных Л.М. в установленном порядке погасила (обналичила) выданный ей жилищный сертификат, по делу представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Томска от 30.09.2015 отменить.
Принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск Черных Л. М. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании права на получение жилищного сертификата без уменьшения размера социальной выплаты, возложении обязанности выдать сертификат.
Признать за Черных Л. М., /__/ г.рождения, право на получение государственного жилищного сертификата Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы без уменьшения размера социальной выплаты.
Обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области выдать Черных Л. М., /__/ г.рождения, государственный жилищный сертификат Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы без уменьшения размера социальной выплаты.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.