Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Карелиной Е.Г., Небера Ю.А.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Булгаковой А. В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Томской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении трудовой пенсии по старости досрочно
по апелляционной жалобе ГУ-УПФР в Первомайском районе Томской области на решение Первомайского районного суда Томской области от 21 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., пояснения истца Булгаковой А.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Булгакова А.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Томской области, в котором с учетом уточнения исковых требований просила обязать ответчика включить в специальный стаж ее работы периоды: с 01.08.1990 по 01.03.1991 в качестве врача-интерна по педиатрии в Юргинской районной больнице (продолжительность периода 7 месяцев 1 день); с 08.11.1993 по 27.11.1993 (продолжительность периода 20 дней, в льготном исчислении - из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы - всего 25 дней); с 31.01.1994 по 28.02.1994 (продолжительность периода 28 дней, в льготном исчислении 1 месяц 3 дня), с 12.01.1997 по 08.03.1997 (продолжительность периода 1 месяц 27 дней - в льготном исчислении 2 месяца 11 дней) в качестве врача-педиатра в Венгеровской районной больнице (курсы повышения квалификации); с 24.01.2002 по 26.03.2002 (продолжительность периода 2 месяца 3 дня, в льготном исчислении 2 месяца 18 дней) в качестве врача-педиатра в МУЗ "Первомайская районная больница" (курсы повышения квалификации); с 05.02.2007 по 28.05.2007 (продолжительность периода 3 месяца 24 дня), с 31.05.2007 по 01.06.2007 (продолжительность периода 2 дня), с 06.06.2007 по 07.06.2007, 27.07.2007 (один день), (один день), 15.10.2007 по 22.12.2007 (продолжительность периода 2 месяца 8 дней) - в качестве врача-педиатра в Асиновской центральной районной больнице (курсы повышения квалификации); с 01.02.2008 по 07.03.2008 - (продолжительность 1 месяц 7 дней, в льготном исчислении 1 месяц 16 дней) в должности участкового врача - педиатра Комсомольской амбулатории МУЗ Первомайская районная больница; с 04.04.2008 по 08.09.2010 в должности заместителя главного врача МУЗ "Первомайская ЦРБ", врача педиатра (продолжительность 2 года 5 месяцев 5 дней, в льготном исчислении - 3 года 13 дней); с 08.09.2010 по 01.01.2012 в должности заместителя главного врача МУЗ "Первомайская ЦРБ" (1 год 3 месяца 24 дня, в льготном исчислении - 1 год 7 месяцев 21 день), с 02.01.2012 по 30.09.2013 - в должности заместителя главного врача МУЗ "Первомайская ЦРБ" (1 год 08 месяцев 28 дней, в льготном исчислении 2 года 2 месяца. 5 дней); с 09.12.2013 по 15.02.2014 - в должности заместителя главного врача МУЗ "Первомайская ЦРБ" (2 месяцев 7 дней, в льготном исчислении - 2 месяца 23 дня); с 01.07.2014 по 06.11.2014 - в должности заместителя главного врача МУЗ "Первомайская ЦРБ" (4 месяца 6 дней, в льготном исчислении - 5 месяцев 07 дней); с 07.11.2014 по 25.11.2014 в должности врача - профпатолога МУЗ "Первомайская ЦРБ" (продолжительность 19 дней - в льготном исчислении - 23 дня). Назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права - с 20.12.2014. Взыскать с ответчика судебные издержки: расходы на уплату государственной пошлины - 300 рублей, расходы на оплату юридических услуг - /__/ рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что 25.11.2014 она обратилась в отдел назначения пенсий Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от 28.12.2013 N400-ФЗ. Решением пенсионного органа в назначении пенсии отказано, так как засчитанного трудового стажа недостаточно. Из специального стажа пенсионным органом исключены периоды, заявленные в исковом заявлении, по причине того, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не указаны сведения о льготном характере работы. Считает, что решение пенсионного органа не основано на действующем законодательстве и противоречит представленным документам, подтверждающим его льготный стаж.
В судебном заседании истец Булгакова А.В. иск поддержала.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в Первомайском районе Томской области Орлова Ю.А. исковые требования не признала.
Обжалуемым решением суд заявленные требования удовлетворил, возложил на ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Первомайском районе Томской области обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости истцу Булгаковой А. В., следующие периоды работы:
с 01.08.1990 по 01.03.1991 в качестве врача-интерна по педиатрии в Юргинской районной больнице;
с 08.11.1993 по 27.11.1993, с 31.01.1994 по 28.02.1994, с 12.01.1997 по 08.03.1997 в качестве врача-педиатра в Венгеровской центральной районной больнице в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы;
- с 24.01.2002 по 26.03.2002 в качестве врача-педиатра в МУЗ Первомайской
районной больнице в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы;
с 05.02.2007 по 28.05.2007, с 31.05.2007 по 01.06.2007, с 06.06.2007 по 07.06.2007, 27.07.2007 (один день), с 15.10.2007 по 22.12.2007 в качестве врача-педиатра в Асиновской центральной районной больнице;
с 01.02.2008 по 07.03.2008 в качестве участкового врача-педиатра Комсомольской амбулатории МУЗ Первомайской районной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы (продолжительностью 9 дней);
с 04.04.2008 по 08.09.2010 в качестве заместителя главного врача МУЗ Первомайской районной больницы, врача-педиатра в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы;
с 08.09.2010 по 01.01.2012 в качестве заместителя главного врача МУЗ Первомайской районной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы;
с 02.01.2012 по 30.09.2013 в качестве заместителя главного врача МУЗ Первомайской районной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы;
с 09.12.2013 по 15.02.2014 в качестве заместителя главного врача МУЗ Первомайской районной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы;
с 01.07.2014 по 06.11.2014 в качестве заместителя главного врача МУЗ Первомайской районной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы;
с 07.11.2014 по 25.11.2014 в качестве врача-профпатолога МУЗ Первомайской районной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы;
с 26.11.2014 по 03.08.2015 в качестве врача-профпатолога МУЗ Первомайской районной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФР в Первомайском районе Томской области в лице начальника Сиберта А.И. просит решение Первомайского районного суда Томской области от 21.09.2015 отменить в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периодов работы Булгаковой А.В. в МУЗ "Первомайское ЦРБ" в должности заместителя главного врача по поликлинической работе с 04.04.2008 по 08.09.2010, в должности заместителя главного врача по экспертизе и временной нетрудоспособности с 08.09.2010 по 01.01.2012, в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе с 02.01.2012 по 31.09.2013, с 09.12.2013 по 15.02.2014, с 01.07.2014 по 06.11.2014 и назначении пенсии с 22.01.2015.
В обоснование жалобы со ссылкой на п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и постановление Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 указывает, что правом на досрочное назначение пенсии пользуются врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность.
Считает, что периоды работы в должности заместителя главного врача не подлежат включению в специальный трудовой стаж истца, поскольку доказательств осуществления Булгаковой А.В. в указанные периоды врачебной деятельности не представлено.
Должностные инструкции, расчетные листы, приказы об утверждении комиссии, на которые сослался суд при включении в специальный стаж периода работы Булгаковой А.В. заместителем главного врача по поликлинической работе с 04.04.2008 до 08.09.2010, не подтверждают осуществление ею врачебной деятельности.
Период времени с 08.09.2010 до 01.01.2012, в который Булгакова А.В. состояла в должности заместителя главного врача по экспертизе и временной нетрудоспособности, также не подлежит включению в специальный стаж, поскольку в данный период истица осуществляла только организационную работу.
Не подлежит включению в специальный стаж и период времени со 02.01.2012 по 07.11.2014, в который Булгакова А.В. работала в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе, поскольку представленная истицей должностная инструкция не предусматривает осуществление ею врачебной деятельности.
Наличие у истицы диплома о профессиональной переподготовке по программе "Организация здравоохранения и общественное здоровье" не подтверждает выполнение ею врачебной деятельности в вышеуказанные периоды времени, а свидетельствует о повышении квалификации медицинского образования.
В выписке индивидуального лицевого счета за указанные периоды не содержатся сведения о льготном стаже истицы, дающем право на досрочное назначения трудовой пенсии по старости.
Дата назначения пенсии не может быть установлена в судебном порядке, так как истица обратилась за назначением пенсии 25.11.2014. На указанную дату, с учетом спорных периодов, у нее отсутствовал требуемый 30- летний стаж. Таким образом, заявление, поданное 25.11.2014, считается не легитимным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Пайметова Е.В. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя ГУ-УПФР в Первомайском районе, извещенного о времени и месте судебного заседания, заявившего о рассмотрении дела в его отсутствии.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в оспариваемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
В соответствии с п.2, 3, 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Настоящий Федеральный закон, согласно ст. 36 данного закона, вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Поскольку предметом спора является включение в специальный страховой стаж по п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" периодов работы истца с 04.04.2008 по 06.11.2014, применению подлежат Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 указанного Федерального закона, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
В соответствии с подп. "а" п.5 Правил от 29.10.2002 N781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, в графе "наименование должностей" предусмотрены врачи-специалисты всех наименований, в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность; в графе "наименование учреждений" - больницы всех наименований.
Как установлено судом первой инстанции, 25.11.2014 истец обратилась в ГУ УПФ РФ в Первомайском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в РФ".
Решением ГУ УПФ РФ в Первомайском районе от 26.01.2015 N13 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Продолжительность специального трудового стажа, засчитанная пенсионным органом, составила 15 лет 08 месяцев 14 дней для сельской местности и поселков городского типа и 20 лет 06 месяцев 03 дня в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городе. Не включены в специальный стаж, в том числе, периоды, указанные в апелляционной жалобе, а именно:
с 04.04.2008 по 08.09.2010 в качестве заместителя главного врача по поликлинической работе МУЗ Первомайской районной больницы, врача-педиатра;
с 08.09.2010 по 01.01.2012 в качестве заместителя главного врача по экспертизе и временной нетрудоспособности МУЗ Первомайской районной больницы;
с 02.01.2012 по 30.09.2013 в качестве заместителя главного врача по клинико-экспертной работе МУЗ Первомайской районной больницы;
с 09.12.2013 по 15.02.2014 в качестве заместителя главного врача по клинико-экспертной работе МУЗ Первомайской районной больницы;
с 01.07.2014 по 06.11.2014 в качестве заместителя главного врача по клинико-экспертной работе МУЗ Первомайской районной больницы.
Не оспаривая работу истца в указанные периоды в значащихся выше должностях МУЗ Первомайской районной больницы, ответчик оспаривает доказанность того обстоятельства, что, являясь руководителем, Булгакова А.В. в указанные периоды осуществляла врачебную деятельность, которая и дает право на досрочное назначение пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", подп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Разрешая возникший спор и оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что они в полной мере подтверждают осуществление истцом врачебной деятельности в спорные периоды.
Так, в период с 04.04.2008 по 08.09.2010 согласно записям трудовой книжки истца, она работала заместителем главного врача по поликлинической работе МУЗ Первомайской районной больницы.
Согласно должностной инструкции заместителя главного врача по поликлинической работе, утвержденной главным врачом МУЗ "Первомайская ЦРБ" Б., раздела 1, следует, что основными задачами заместителя главного врача по поликлинической работе являются организация квалифицированной специализированной помощи населению в поликлинике и на дому. В соответствии с разделом 2 должностной инструкции, заместитель главного врача по поликлинической работе обязан обеспечить квалифицированное руководство поликлиникой и районных ЛПУ, составлять годовые планы работы поликлинической помощи, перспективные планы развития материально-технической базы учреждений, осуществлять мероприятия по совершенствованию лечебно-профилактической деятельности, по совершенствованию профессиональных знаний медработников, проводить проверки качества диагностики и лечения пациентов в поликлинике и на дому (т.1, л.д.40).
Судом первой инстанции установлено, что в данный период Булгакова А.В. также работала по совместительству врачом - педиатром стационара на 0,25 ставки, то есть осуществляла врачебную деятельность, что подтверждается справкой N1388 от 03.09.2015 ОГБУЗ "Первомайская районная больница", выпиской из книги приказов по Первомайской районной больнице (приказы NN21 от 04.04.2008, 25-к п.4 от 03.04.2008), расчетными листками на получение заработной платы.
В расчетных листках на получение заработной платы на имя истца за апрель 2008 года, февраль 2010, январь 2010 её должность указана как "заместитель главного врача по поликлинической работе", а также "врач-педиатр стационара"; за август 2009 г. должность указана как "заместитель главного врача по поликлинической работе", а также "врач-педиатр стационара", "врач-неонатолог"; за февраль 2010 г. имеется дополнительный расчетный листок, в котором должность истца указана "врач-неонатолог", "участковый врач-педиатр Комсомольской амбулатории", "заведующий поликлиникой- врач-терапевт".
В указанный спорный период истица прошла профессиональную переподготовку, что подтверждено копией Диплома и приобрела право на ведение профессиональной деятельности в сфере организации здравоохранения и общественного здоровья.
Согласно Акта от 07.09.2015, составленного начальником отдела назначения и перерасчета, выплаты пенсий И., специалистом экспертом отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий ГУ УПФР в Первомайском районе Р., в лицевых счетах по начислению заработной платы Булгаковой А.В. значится за период с апреля 2008 года по сентябрь 2010 года начисление заработной платы за работу заместителем главного врача по поликлинической работе и врачом - педиатром стационара ежемесячно до 240 часов (т.1, л.д. 243- 245).
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание доказанность осуществления истцом в указанный период врачебной деятельности в качестве врача - педиатра, суд обоснованно включил период работы истицы с 04.04.2008 по 08.09.2010 в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении 1 год 3 месяца за 1 год работы.
Периоды работы истицы с 08.09.2010 по 01.01.2012 в должности заместителя главного врача по экспертизе и временной нетрудоспособности МУЗ "Первомайская ЦРБ", с 02.01.2012 но 30.09.2013, 09.12.2013 по 15.02.2014, с 01.07.2014 по 06.11.2014 в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе в МУЗ "Первомайская районная больница" также обоснованно включены в специальный стаж в льготном исчислении.
Согласно записям в трудовой книжке истца, с 08.09.2010 Булгакова А.В. переведена на должность заместителя главного врача по экспертизе и временной нетрудоспособности МУЗ Первомайская ЦРБ (приказ N90-к от 06.08.2010), с 01.01.2012 переведена на должность заместителя главного врача по клинико-экспертной работе (приказ N1 от 10.01.2012), с 07.11.2014 - на должность врача - профпатолога (приказ N120-к от 07.11.2014), что подтверждается также справками ОГБУЗ "Первомайская районная больница" от 22.06.2015 N909, от 14.07.2015 N1073.
Из пояснений истца суду первой инстанции и суду апелляционной инстанции следует, что при работе в указанных должностях в ее должностные обязанности входили: прием пациентов, их осмотр, проверка их медицинской документации, обеспечение пациентов лекарственными средствами по региональной квоте, утверждение диагноза в спорных случаях, проверка правильности назначения лекарства. Кроме того, она вела врачебный приём пациентов, которые получали травмы на производстве, занималась всеми случаями временной нетрудоспособности, которая длилась более 30 дней. Кроме того, ею выписывались направления пациентам на МСЭ, если назначенное лечение не приносило результата, давалось заключение по результатам осмотра пациента группой других врачей. Она подписывала льготные санаторно-курортные карты, проверяла необходимость применения санаторно-курортного лечения, проверяла все анализы, давала соответствующее разрешение или противопоказание по состоянию здоровья. Кроме того, подписывала направления на обследование и процедуры, оформляла соответствующие квоты. Также истец возглавляла экспертную комиссию, была задействована в клинико-экспертной работе, давала консультации в процессе решения сложных клинических вопросов. В период времени после 01.01.2012 изменилось наименование должности: должность "заместитель главного врача по экспертизе и временной нетрудоспособности" стала именоваться "заместитель главного врача по клинико-экспертной работе". Ее работа состояла в осуществлении лечебной деятельности по спорным и сложным клиническим вопросам.
Данные истцом пояснения полностью подтверждаются представленными в дело доказательствами.
Так, работая в должности заместителя главного врача по экспертизе и временной нетрудоспособности, Булгакова А.В. являлась председателем подкомиссии ВК в МУЗ "Первомайская ЦРБ", утвержденной приказом главного врача МУЗ "Первомайская ЦРБ" от 19.01.2011 N13В на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.09.2008 N 513Н (т.1, л.д. 59).
Данным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.09.2008 N 513Н утвержден Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, согласно пункту 1 которого врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации с целью совершенствования организации медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам, а также осуществления оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.
В зависимости от поставленных задач, особенностей и объемов деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Председателями (заместителями председателя) подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе, медицинской части либо другим профилям, имеющие высшее медицинское образование (п.5, 8).
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что в зависимости от поставленных задач, мощности и специфики деятельности медицинской организации, особенностей состава обслуживаемого контингента населения врачебная комиссия (подкомиссия) осуществляет следующие функции:
1) продление листков нетрудоспособности сроком более 30 дней;
2) принятие решения о назначении лекарственных средств, входящих в раздел "XXX. Лекарственные средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения" Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи,
3) принятие решения о назначении психотропных веществ списков II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, анаболических стероидов;
4) принятие решения о назначении наркотических средств Списка II Перечня больным, не страдающим онкологическим (гематологическим) заболеванием, в соответствии с Инструкцией о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110;
5) принятие решения о назначении одному больному пяти и более наименований лекарственных средств одномоментно (в течение одних суток) или свыше десяти наименований в течение одного месяца в соответствии с Инструкцией о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110;
6) принятие решения о назначении лекарственных средств в случаях нетипичного течения болезни, при наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при индивидуальной непереносимости в соответствии с Инструкцией о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110;
7) решение наиболее сложных и конфликтных вопросов, относящихся к компетенции подкомиссий врачебной комиссии медицинской организации;
8) оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий;
9) осуществление медицинского отбора больных, направляемых на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения, в том числе в специализированные санатории (отделения);
11) участие в рассмотрении обращений граждан по вопросам медико-социальной помощи, организации и качества лечебно-диагностических (профилактических, реабилитационных) мероприятий, лекарственного обеспечения.
Согласно должностной инструкции заместителя главного врача по клинико-экспертной работе, утвержденной главным врачом ОГБУЗ "Первомайская РБ", на данную должность назначается квалифицированный специалист с высшим медицинским образованием, имеющий опыт лечебной и организационной работы (п.3 раздел 1). Из п.2 должностной инструкции следует, что в обязанности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе входит организация работы по контролю качества медицинской деятельности ЛПУ, его подразделений и специалистов, участие в разработке моделей конечных результатов деятельности учреждения, представлении их на клинико-экспертную комиссию для утверждения и реализации, осуществление контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности, за выполнением медико-экономических стандартов оказания медпомощи. При этом заместитель главного врача по клинико-экспертной работе принимает участие в качестве консультанта в решении сложных клинико-экспертных вопросов, анализирует клинико-экспертные ошибки, в том числе по экспертизе временной нетрудоспособности.
Приказами N 27 от 09.02.2012, N10/3 от 09.01.2013 "О работе врачебной комиссии на 2011г., 2012 г." Булгакова А.В. назначалась ответственным лицом по клинико-экспертной работе, председателем созданной клинико-экспертной комиссии, действующей на основании приказа Минздравсоцразвития от 24.09.2008 N 513 Н, в состав которой входили врачи - специалисты узкого профиля.
Согласно регламента работы клинико-экспертной комиссии (КЭК), утвержденного приказом главного врача от 09.02.2012 N27, работа КЭК осуществляется постоянно, плановые заседания - каждый вторник. В экспертных случаях, предусмотренных порядком организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.09.2008 N 513), лечащий врач или заведующий подразделением представляет на рассмотрение КЭК: больного для очного осмотра (по требованию ВК); медицинскую карту амбулаторного пациента, стационарного больного и другие формы (санаторно-курортные карты, справки и т.д.), этапный эпикриз, листок временной нетрудоспособности, справки с места работы о том, что пособие по данному листку не выплачено, при утере б/л, другие необходимые документы для конкретного случая.
В соответствии с приказом N02 от 09.01.2013 главного врача МУЗ "Первомайская ЦРБ" Булгакова А.В. являлась председателем подкомиссии по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей (т.1, л.д. 70 - 71).
Планом целевых и плановых проверок врачебной комиссии МУЗ "Первомайская ЦРБ" на 2012 год (т.1, л.д. 69) подтверждается участие Булгаковой А.В. в проверках участковых больниц, амбулаторий и ФАПов Первомайского района.
Из приказа по МУЗ "Первомайская ЦРБ" от 11.04.2011 N65, от 11.04.2011 N66, следует, что Булгакова А.В. назначена ответственной за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в Первомайском районе (т.1, лист дела 61, 63).
Диспансеризация, в свою очередь, согласно ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из сведений по посещениям гражданами Булгаковой А.В. как заместителя главного врача за период с 04.04.2008 по 16.02.2013, следует, что в 2008 году ею принято /__/ человек, в 2009 г. - /__/ человек, в 2010 г. - /__/ человек, в 2011 г. - /__/ человек, в 2012 г. - /__/ чел., в 2013г. - /__/ чел., в том числе, посещения по врачебной комиссии по поводу продление больничных листов, выдача заключений в различные организации; по вопросам обеспечения льготными лекарственными препаратами, направлению и выдаче документов на санаторно-курортное лечение, по поводу оформления документов по инвалидности, освидетельствования пациентов на медосмотрах, освидетельствование пациентов по дополнительной диспансеризации работающих граждан. Данные сведения подтверждены главным врачом ОГБУЗ Первомайской РБ 19.08.2915 (т.1, л.д. 76- 78).
Таким образом, материалами дела подтверждается обоснованность выводов суда первой инстанции о том, что в спорные периоды Булгакова А.В., занимая должности заместителя главного врача по поликлинической работе, совмещая данную работу с работой врача - педиатра, а затем, работая заместителем главного врача по клинико-экспертной работе и заместителем главного врача по экспертизе и временной нетрудоспособности, в силу своих должностных обязанностей занималась осуществлением врачебной деятельности, поскольку непосредственно вела прием больных, их осмотр, назначение лечения, а потому данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку доказательств, проанализированных судом первой инстанции, признаются судебной коллегией несостоятельными и отклоняются.
То, что данные периоды не были указаны работодателем в качестве льготных в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, не должно влиять на субъективное право истца на назначение досрочной трудовой пенсии.
Суд первой инстанции правомерно установил, что с учетом спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, специальный стаж работы продолжительностью 30 лет истицей был выработан 22.01.2015, право на досрочную трудовую пенсию у истицы возникло 22.01.2015.
Как установлено судом первой инстанции, с заявлением о назначении пенсии истица обратилась 25.11.2014.
Согласно п. 1, 3 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 предусмотрено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Доказательств тому, что Булгаковой А.В. разъяснялась возможность представить дополнительные документы, подтверждающие специальный стаж в заявленные периоды, ответчиком в дело не представлено.
Поскольку на дату рассмотрения заявления Булгаковой А.В. в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, - 26.01.2015 (дата вынесения решения об отказе в установлении пенсии) право на трудовую пенсию у истца возникло, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об обязании пенсионного органа назначить истцу досрочно трудовую пенсию по старости с 22.01.2015.
Судебная коллегия при изложенных обстоятельствах, с учетом положений п. 1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001, аналогичных положениям ч.1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", полагает, что повторного обращения с заявлением о назначении пенсии не требовалось, поскольку право на пенсию у истца возникло в то время, когда ее заявление находилось на рассмотрении пенсионного органа.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, доводам сторон, правильно применен материальный закон, нарушений процессуального закона не допущено, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда Томской области от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФР в Первомайском районе Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.