Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Шефер Л.В.
судей Жолудевой М.В., Фоминой Е.А.
при секретаре Пензиной О.С.
с участием прокурора Федько П.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Кривошеинского района в интересах Булаховой М. В. к Областному государственному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района" Томской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, возложении обязанность предоставить субсидию
по апелляционной жалобе Областного государственного, бюджетного учреждения "Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района" Томской области на решение Кривошеинского районного суда Томской области от 14 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шефер Л.В., прокурора Федько П.С., возражавшего против жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Кривошеинского района обратился в суд в интересах Булаховой М. В. к Областному государственному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района" Томской области (далее ОГБУ "Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района" Томской области) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период апрель-май 2015, возложении обязанности по предоставлению Булаховой М.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сроком за период апрель-май 2015.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 6.04.2015 Булахова М.В. обратилась в Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В связи с непредоставлением документов, содержащих сведения о платежах за капитальный ремонт за март 2015, сведений о наличии или отсутствии задолженности по ним, в предоставлении субсидии Булаховой М.В. было отказано. Между тем у Булаховой М.В. на 06.04.2015 отсутствовала возможность по оплате взносов на капитальный ремонт в связи с тем, что счета-квитанции в ее адрес не направлялись. Таким образом, 06.04.2015 Булахова М.В. имела все основания для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании помощник прокурора Беленченко Д.О. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец Булахова М.В. поддержала требования, заявленные прокурором в её интересах, и пояснила, что 06.04.2015 она обратилась в Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района с просьбой предоставить ей субсидию на оплату коммунальных услуг, представив необходимые документы. Работник Центра спросила у нее про квитанцию о внесении платежей за капитальный ремонт. У неё такой квитанции не было, так как она не получала извещений о необходимости вносить плату за капитальный ремонт. После посещения Центра она сразу обратилась к Кривошеинское поселение, в связи с её устным обращением ей разъяснили, что платежные извещения по взносам на капитальный ремонт предоставляет Региональный Фонд, который находится в /__/. После того, как она предоставила для Фонда сведения о праве собственности на квартиру, ей пришло извещение о сумме, подлежащей оплате с учетом перерасчета за весь период, с которого должны были взиматься взносы за капитальный ремонт. Эта сумма была указана не как сумма задолженности, поскольку у неё задолженности не могло быть. Ответчиком была назначена выплата ей субсидии с 01.06.2015, в выплате субсидии за апрель и май 2015 года ей было отказано в связи с тем, что она не предоставила полные сведения. Считает, что имеет право на субсидию, так как не знала, что квитанция за уплату взносов за капитальный ремонт нужна для назначения субсидии.
Представитель ответчика Полубятко Т.А. исковые требования не признала и пояснила, что действия работника Центра были законными. Булахова М.В. была обязана предоставить полные сведения об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг и платы по найму жилья, в том числе и об отсутствии задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт. Булаховой М.В. было обоснованно отказано в предоставлении субсидии, так как она предоставила неполные сведения. Также пояснила, что у ответчика не было иных оснований для отказа в предоставлении субсидии Булаховой М.В.
Обжалуемым решением исковые требования прокурора удовлетворены, отказ ОГБУ "Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района" Томской области в предоставлении Булаховой М.В. субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за апрель-май 2015 года признан незаконным, возложена обязанность по предоставлению указанной субсидии.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о том, что Булаховой М.В. были предоставлены полные сведения, несостоятелен, поскольку в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, истице необходимо было предоставить сведения об отсутствии задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт. Однако данный документ Булаховой М.В. представлен не был. Решение об отказе в предоставлении субсидии было принято правомерно.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статья 160 ЖК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Как следует из содержания ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из материалов дела следует, что 06.04.2015 Булахова М.В. обратилась в Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района Томской области с заявлением о назначении жилищной субсидии, при этом ею был представлен неполный пакет документов: отсутствовала квитанция по оплате взносов на капитальный ремонт, а также справка об отсутствии задолженности по оплате указанных взносов (л.д.16).
Отсутствие указанных документов не оспаривалось в суде первой инстанции ни прокурором, ни самой Булаховой М.В., также как и необходимость их предоставления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 во исполнение ст. 159 ЖК РФ утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Подпунктом "г" пункта 3 указанных Правил предусмотрено, что право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
В соответствии с п. 6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Подпунктом "б" пункта 8 Правил предусмотрено, что к заявлению о предоставлении субсидии должны быть приложены документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Доводы прокурора о том, что вины Булаховой М.В. в непредоставлении документов об оплате взносов за капитальный ремонт либо справки об отсутствии задолженности по оплате указанных взносов, поскольку ей не направляли квитанции для оплаты этих вносов, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку положения ст. ст. 153, 155 ЖК РФ устанавливают обязанность собственника помещения в многоквартирном доме по своевременной оплате жилья и коммунальных услуг, которая не зависит и не прекращается в связи с неполучением соответствующих документов на оплату.
Таким образом, именно согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации на гражданине, обратившемся в уполномоченный орган за получением субсидии, лежит обязанность по представлению как заявления, так и необходимых документов.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований нельзя признать обоснованными.
Судебная коллегия не может согласиться и с выводами суда о том, что ответчик не приостановил рассмотрение заявления Булаховой М.В. в соответствии с п.13(2) постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, чем нарушил права гражданина на получение жилищной субсидии.
В соответствии с п.13(2) указанного постановления рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии приостанавливается не более чем на один месяц, в случае если по истечении 10 дней со дня получения заявления или документов в виде электронного документа (пакета документов) заявитель не представил всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган уведомляет заявителя о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований приостановления.
В случаях, указанных в пункте 13(2) настоящих Правил, днем подачи заявления о предоставлении субсидии считается день, когда заявителем представлены все документы, указанные в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил
(п. 13(3)).
Если в течение указанного в пункте 13(2) настоящих Правил срока приостановки рассмотрения заявления о предоставлении субсидии заявителем не представлены в уполномоченный орган требуемые документы, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и сообщает об этом заявителю в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований отказа (п.13(4)).
Несоблюдение ответчиком указанных в п.13(2) положений Правил по мнению коллегии не повлекло нарушение прав Булаховой М.В. на назначение субсидии за апрель-май 2015 года, поскольку необходимые документы по оплате взносов за капитальный ремонт были предоставлены ею в уполномоченный орган только в июне 2015 года, т.е. за пределами срока, установленного Правилами.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кривошеинского районного суда Томской области от 14 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Кривошеинского района Томской области в интересах Булаховой М. В. к ОГБУ "Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района" Томской области о признании незаконным отказа в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период апрель-май 2015 года и возложении обязанности оплатить субсидию отказать. Апелляционную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения "Центр социальной поддержки населения Кривошеинского района" Томской области - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.