Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Негосударственного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска но жалобе законного представителя Максимовой И.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 23 октября 2015 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора ОНД N3 по пожарному надзору З.А.В ... от 23 июля 2015 года Негосударственное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 23 октября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Максимовой И.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, законный представитель НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска Максимова И.А. просит судебное решение отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то обстоятельство, что полагает возможным признать совершенное административное правонарушение малозначительным и освободить юридическое лицо от административной ответственности, на момент рассмотрения должностным лицом дела об административном правонарушении большинство выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности заявителем устранено. Судом были оставлены без рассмотрения доводы об особенностях финансирования учреждения, частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, заявитель не располагает денежными средствами на оплату штрафа в размере *** рублей, который был назначен без учета характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины
привлеченного к ответственности лица, его имущественного и финансового положения. Судом не приняты во внимание доводы о замене 02 апреля 2015 года аккумуляторной батареи автоматической пожарной сигнализации, в связи с чем в данной части в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Представитель НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска Максимова И.А., представитель отдела надзорной деятельности N 3 по пожарному надзору ГУ МЧС России но Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела в полном объеме, нахожу решение городского суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции па подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, 13 апреля 2015 года на основании распоряжения от 04 марта 2015 года N367 была проведена плановая выездная проверка соблюдения НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска требований пожарной безопасности.
.1
В ходе проверки зданий, помещений НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска, расположенных но адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 16, установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- аккумуляторная батарея автоматической пожарной сигнализации не обеспечивает питание в дежурном режиме в течении 24 часов плюс 1 час работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме, чем нарушены требования ч.2 ст. 1, п.1 ст. 6, ч.2 ст. 4 Федерального закона N123-Ф3 от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 5.13130.2009 п. 15.3;
- системы пожарной сигнализации не обеспечивают подачу сигналов о возникновении пожара с дублированием на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, чем нарушены п.1 ч.2 ст. 1, ч.1 ст. 6, ч.З ст.4, ст.32, ч.7 ст.83, ч. 1 ст. 151 Федерального закона N123-Ф3 от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска 16 апреля 2015 года государственным инспектором ОНД N3 по пожарному надзору С.Н.В ... составлен протокол N824 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
23 июля 2015 года заместитель главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору З.А.В.., рассмотрев протокол N824 об административном правонарушении, и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление о назначении административного наказания N 030482, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 030482.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в протоколе N824 об административном правонарушении, акте проверки от 13 апреля 2015 года, распоряжением от 04 марта 2015 года N367, представлением N030482 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, решением учредителя N6 НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска от 02 декабря 2014 года, Устав НОУ "Основная
общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска и иными материалами дела, которые получили надлежащую оценку при вынесении постановления и решения.
Выводы суда о доказанности вины НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении жалобы НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска на постановление государственного инспектора ОНД N3 по пожарному надзору дело проверено в полном объеме, в решении от 23 октября 2015 года судом дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статей 10, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены. Оснований предусмотренных ст.20 указанного Закона влекущих недействительность результатов проверки по делу не установлено.
Выявленные в ходе проверки в помещениях нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в постановлении о назначении а д м и н и стр ати в н о го н а каз а н и я.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как-административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
При этом с субъективной стороны нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности в помещении, на момент' проверки заведующей НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска Максимовой И.А. не оспаривались, заявителем не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица. Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзор)' о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется.
Доводы жалобы о том, что судом были оставлены без рассмотрения доводы об особенностях финансирования учреждения, частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, заявитель не располагает денежными средствами на оплату штрафа в размере 150000 рублей, который был назначен без учета характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлеченного к ответственности лица, его имущественного и финансового положения, основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и решения не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г.Челябинска были приняты в полной мере все зависящие от него меры по устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска не представлено.
Особенности финансирования не могут служить обстоятельством, исключающим вину НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска в совершении административного правонарушения.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов должностного лица органа пожарного надзора и суда о виновности НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, основанием к отмене состоявшихся по делу решений не являются, поскольку по существу направлены па переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Доводы о том, что судом не приняты во внимание доводы о замене 02 апреля 2015 года аккумуляторной батареи автоматической пожарной сигнализации, в связи с чем в данной части в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент проведения проверки наличие указанного нарушения требований пожарной безопасности было установлено.
Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда и незаконности вынесенных по делу решений.
Занимая помещение НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска и используя его по назначению в качестве образовательного учреждения, НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска в любом случае обязано обеспечить эксплуатацию указанного помещения с соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а при невозможности соблюдения соответствующих норм -самостоятельно прекратить эксплуатацию помещения.
Вопреки утверждению доводов жалобы, отсутствие причинения вреда охраняемым общественным интересам не свидетельствует о малозначительности совершенного юридическим лицом правонарушения. Наоборот, с учетом характера правонарушения, степени его реальной угрозы для жизни и здоровья людей, общественной опасности, конкретных обстоятельств дела. оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения не имеется.
Срок и порядок привлечения НОУ "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и судебного решения, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, требования жалобы об отмене судебной) решения не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
Р F III И Л:
решение судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 23 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Негосударственного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа Максимовой "Улыбка" г. Челябинска оставить без изменения, жалобу законного представителя Максимовой И.А. - без удовлетворения.
Судья:
А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.