Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Щербаковой Е.А.,
судей Кузнецовой Л.А., Щелокова Ю.Г.,
при секретаре Гадковой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малькова О.Ю. на решение Миасского городского суда Челябинской области от 22 октября 2015 года по иску Малькова О.Ю. к администрации Миасского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭК", обществу с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" о признании незаконным уклонения от проведения капитального ремонта многоквартирного дома, возложении обязанности подготовить и провести капитальный ремонт многоквартирного дома, о взыскании убытков.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Е.А. об обстоятельствах дела, объяснения представителя администрации Миасского городского округа Челябинской области Маленьких А.В., представителя ООО "ЖЭК", ООО "ЖилКомСервис" Курчавова О. А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мальков О.Ю. обратился в суд с иском к администрации Миасского городского округа, ООО "ЖЭК" о признании незаконным уклонения от надлежащей подготовки и проведения капитального ремонта многоквартирного дома **** в рамках государственной программы, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, возложении обязанности подготовить и провести капитальный ремонт многоквартирного дома не позднее 2016 года.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры **** и председателем Совета многоквартирного дома, представляет интересы собственников помещений. Управление многоквартирным домом с 01.01.2009 осуществляет ООО "ЖЭК". Дом введен в эксплуатацию в 1971 году и нуждается в капитальном ремонте. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме 09.03.2010 принято решение об участии в государственной программе
капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, согласии на долевое софинансирование капитального ремонта дома в размере 5 % общего объема средств, установлен примерный перечень работ по капитальному ремонту. Администрации Миасского городского округа было направлено заявление о включении многоквартирного дома в указанную программу, ООО "ЖЭК" поставлено в известность о принятом общим собранием собственников решении. ООО "ЖЭК" была составлена проектно-сметная документация по капитальному ремонту, однако капитальный ремонт дома до настоящего времени не произведен.
Мальков О.Ю. также обратился в суд с иском к администрации Миасского городского округа, ООО "ЖЭК" о взыскании с ООО ЖЭК в пользу собственников помещений в многоквартирном доме **** ущерба, возникшего за период 2010-2013 годов вследствие некачественного оказания услуги по управлению многоквартирным домом в части неисполнения ответчиком обязанности по предоставлению в администрацию Миасского городского округа необходимой документации для включения дома в заявку на капитальный ремонт по программе, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ в размере **** руб.
В обоснование заявленных требований указал, что капитальный ремонт многоквартирного дома не проведен по причине неисполнения ООО "ЖЭК" обязанности по предоставлению в администрацию Миасского городского округа необходимой документации для включения дома в заявку на капитальный ремонт. Вследствие непроведения капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме причинен ущерб, поскольку они вынужденно понесли расходы по оплате работ по текущему ремонту, в которых не было бы необходимости при проведении капитального ремонта. За период 2010-2013 годов сумма ущерба по работам, выполненным ООО "ЖЭК", составляет **** руб. В 2012 году собственники помещений дома вынуждены были установить за свой счет общедомовой узел учета тепла и горячей воды, стоимость работ составила **** руб., при своевременном проведении капитального ремонта им пришлось бы оплатить 5 % указанной суммы, ущерб по оплате указанных работ составил **** руб.
Определением судьи Миасского городского суда Челябинской области от 14 сентября 2015 года указанные дела объединены в одно производство (том 1, л.д.118).
Определением Миасского городского суда Челябинской области от 21 сентября 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖилКомСервис" (том 1, л.д.177).
В судебном заседании Мальков О.Ю. на иске настаивал.
Представитель администрации Миасского городского округа Челябинской области Маленьких А.В., представитель ООО "ЖЭК", ООО "ЖилКомСервис" Курчавов О.А. иск не признали.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Мальков О.Ю. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к ООО "ЖЭК", принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что многоквартирный дом по адресу **** в 2010-2012 годах включался в программы капитального ремонта, однако в связи с непредставлением управляющей организацией необходимой документации впоследствии исключался из указанных программ, при этом подготовка необходимой проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта является обязанностью управляющей организации. Неисполнение ООО "ЖЭК" указанной обязанности явилось препятствием для реализации права собственников помещений многоквартирного дома на проведение капитального ремонта в рамках государственной программы, предусматривающей оплату 95% его стоимости за счет бюджетных средств. Своевременное проведение капитального ремонта избавило бы собственников от необходимости нести расходы по текущему ремонту общего имущества. Не согласен с выводом суда о том, что предъявленная к взысканию сумма не является ущербом, поскольку относится к расходам по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Прекращение ООО "ЖЭК" обслуживания многоквартирного дома не освобождает от ответственности за нарушение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме в период исполнения ответчиком договора управления, от обязанности по возмещению ущерба, причиненного неправомерными действиями.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Мальков О.Ю. не явился, извещен, об уважительных причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ст.ст. 167,327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников
жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п.6 ч.2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч.14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Статьей 14 настоящего закона определен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия в том числе региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов до 31 декабря 2013 года, наличия утвержденного краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов после 1 января 2014 года (п. 10 ч.1 ст. 14 закона).
Согласно ст. 15 закона региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе (ч.4 ст. 15 закона).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда с приложением документов, предусмотренных ч.2 ст. 19 закона.
При принятии правлением Фонда решения о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда соответствующие средства перечисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и используются субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием в соответствии с договором, заключенным между Фондом и субъектом Российской Федерации (ч.3,3.1 ст. 19 закона).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Мальков
О. Ю. является собственником 3/4 долей в праве собственности на квартиру по адресу ********, председателем Совета многоквартирного дома.
Управление многоквартирным домом осуществлялось управляющей организацией ООО "ЖЭК" на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18 ноября 2008 года, договора управления многоквартирным домом, заключенного 09 марта 2010 года между ООО "ЖЭК" и Мальковым О.Ю.
Согласно протокола N 3 годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу ****, проведенного в форме заочного голосования, от 09 марта 2010 года, приняты решения по семи вопросам повестки дня, в том числе об участии в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и долевом финансировании капитального ремонта дома за счет средств собственников помещений в размере пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта дома в соответствии с указанным Федеральным законом; установлении примерной стоимости работ (**** рублей) и примерного перечня работ по капитальному ремонту (том 1, л.д.66-69).
Решением годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленным протоколом N 6 от 28 апреля 2013 года, подтверждено решение об участии в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, дано согласие на долевое финансирование капитального ремонта дома за счет средств собственников помещений в размере пятнадцать процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта дома (том 1, л.д.60-65).
Многоквартирный жилой дом по адресу **** включался в муниципальные целевые программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Миасского городского округа" в 2011, 2012, 2013 годах, что подтверждено постановлениями администрации Миасского городского округа Челябинской области N 1664 от 04.04.2011, N 8682 от 30.12.2011 года, N 1904 от 28.03.2013 (том 1, л.д.242-249, том 2, л.д.1-4).
Согласно ответа исполняющего обязанности главы администрации Миасского городского округа Челябинской области от 18 октября 2012 года N 2275-01 дом **** был включен в программу капитального ремонта, но из-за недостаточности финансирования не вошел в заявку на капитальный ремонт в 2010,2011,2012 годах (том 1, л.д.18).
Согласно ответа главы администрации Миасского городского округа Челябинской области от 26 июня 2013 года N 1599-11 многоквартирный дом по адресу **** не включен в заявку капитального ремонта многоквартирных домов Миасского городского округа на 2013 год ввиду отсутствия положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию; предоставленный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решения долевого финансирования капитального ремонта за счет собственников помещений в размере не менее чем пятнадцать процентов, не соответствует требованиям закона (том 1, л.д.23).
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 31 марта 2015 года Малькову О.Ю. отказано в удовлетворении исковых требований к ООО "ЖЭК" о признании незаконным прекращения исполнения договора управления многоквартирным домом, возложении обязанности возобновить исполнение договора управления отказано. Решение вступило в законную силу (том 2, л.д.21-23).
Названным решением установлено, что 22 ноября 2014 года ООО "ЖЭК" в адрес собственников многоквартирного дома по адресу **** направлены заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом; с 01.01.2015 управление указанным многоквартирным домом ООО "ЖЭК" прекращено.
В соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Малькова О.Ю. к администрации Миасского городского округа Челябинской области не обжалуется, в связи с чем его законность и обоснованность в силу положений ч.2 ст.327.1 ГПК РФ не являются предметом проверки судебной коллегии. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства исходя из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст.ст. 1,2,9 ГК РФ недопустимо.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Малькова О.Ю. о признании незаконным уклонения от проведения капитального ремонта многоквартирного дома, возложении обязанности подготовить и провести капитальный ремонт многоквартирного дома, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом в утвержденную программу по капитальному ремонту многоквартирных домов, отсутствия финансирования капитального ремонта названного дома, а также из того, что в настоящее время ООО "ЖЭК" и ООО "ЖилКомСервис" управление многоквартирным домом по адресу **** не осуществляют.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Малькова О.Ю. о взыскании убытков, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, ООО "ЖЭК" как управляющей организацией были оказаны услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем уплаченные собственниками помещений денежные средства не являются убытками по смыслу ст. 15 Гражданского кодекса РФ.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Малькова О.Ю. о том, что многоквартирный дом по адресу **** в 2010,2011,2012 годах включался в программы капитального ремонта, однако в связи с непредставлением управляющей организацией необходимой документации впоследствии исключался из указанных программ, а подготовка необходимой проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта является обязанностью управляющей организации, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В период осуществления ООО "ЖЭК" функций по управлению многоквартирным домом по адресу **** требования к управляющей организации о возложении обязанности подготовить необходимые документы для участия в программе по капитальному ремонту истцом либо другими собственниками помещений в многоквартирном доме не предъявлялись.
Действующее законодательство не предусматривает безусловное включение дома в план для проведения капитального ремонта и безусловное выделение денежных средств Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при соблюдении процедуры и сроков подачи соответствующей заявки.
Доказательств уклонения ООО "ЖЭК" от подготовки и проведения капитального ремонта многоквартирного дома, не включения многоквартирного дома в заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства исключительно в результате действий (бездействия) ООО "ЖЭК" материалы дела не содержат.
Поскольку в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и в заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (до 31.12.2013) либо в утвержденный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (после 01.01.2014) жилой дом по адресу **** не включался, денежные средства на капитальный ремонт указанного многоквартирного дома не выделялись, при этом проведение капитального ремонта за счет средств управляющей организации жилищным законодательством не предусмотрено, правовые основания для возложения на ООО "ЖЭК" обязанности провести капитальный ремонт многоквартирного дома отсутствуют.
Постановлением Правительства Челябинской области от 21 мая 2014 года N 196-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 годы, в соответствии которой проведение капитального ремонта дома по адресу **** планируется в 2020-2025 годах.
Кроме того, с 01.01.2015 ООО "ЖЭК" не является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу ****, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по подготовке и проведению капитального ремонта указанного дома.
Доводы апелляционной жалобы Малькова О.Ю. о том, что своевременное проведение капитального ремонта избавило бы собственников многоквартирного дома от необходимости нести расходы по текущему ремонту общего имущества, уплаченные на эти цели денежные средства являются убытками собственников, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Поскольку финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирного дома по адресу **** не предоставлялась, капитальный ремонт не производился, само по себе принятие собственниками решения о проведении капитального ремонта не может исключать обязанности управляющей организации по своевременному проведению необходимого текущего ремонта.
ООО "ЖЭК" как управляющей организацией выполнялись работы и оказывались услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Оплата собственниками помещений в многоквартирном доме названных услуг и работ не может расцениваться как убытки собственников по смыслу положений ст. 15 Гражданского кодекса РФ; а уплаченные суммы не подлежат взысканию с ООО "ЖЭК".
Истцом не представлено доказательств причинения собственникам помещений многоквартирного дома убытков противоправными, виновными действиями ООО "ЖЭК".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, иной оценке фактических обстоятельств и доказательств по делу, оснований для которой судебная коллегия не находит.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст.ЗЗО ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Миасского городского суда Челябинской области от 22 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Малькова О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.