Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: __
председательствующего судей
при секретаре
Козиной Н.М.
Лутфуллоевой P.P., Скрябиной СВ. Жильцовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения администрации Коркинского муниципального района Челябинской области на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 26 октября 2015 года по иску Стародубцевой Г.А.к Управлению социальной защиты населения администрации Коркинского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий о прекращении выплаты пособия по уходу за ребёнком.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, объяснения истца Стародубцевой Г.А., представителя истца Ивановой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стародубцева Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Коркинского муниципального района Челябинской области (далее по тексту УСЗН) о признании незаконными действий о прекращении выплаты пособия по уходу за ребёнком.
В обоснование требований указано, что Стародубцева Г.А. является матерью троих детей. В апреле 2015 года УСЗН, она была признана получателем ежемесячного пособия по уходу за третьим ребёнком -Л.О.Д., *** года рождения. 12 мая 2015 года ей было перечислено пособие в размере ***рублей за апрель 2015 года. Однако, в конце июня в связи с отсутствием перечисления пособия за май 2015 года, она узнала, что дальнейшая выплата пособия прекращена, поскольку с 06 мая 2015 года её ребенок был исключён из очереди в связи с выдачей путёвки в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. При этом, путёвка на руки ей не выдавалась и
воспользоваться правом на посещение ребёнком детского сада она не могла вплоть до 13 июля 2015 года, так как детский сад с 22 июня 2015 года по 12 июля 2015 года был закрыт на плановый ремонт. Таким образом, до 13 июля 2015 года у её ребёнка фактически отсутствовала возможность посещать детский сад, а у неё - выйти на работу. С мая 2015 года и по июль 2015 года включительно (т.е. по месяц фактического устройства её ребенка в детский сад), нарушены её права. Размер подлежащего перечислению пособия составляет ***рублей, в том числе: за май 2015 года в размере ***рублей; за июнь 2015 года в размере ***рублей; за июль 2015 года в размере ***-рублей. Просит признать действия Управления социальной защиты населения администрации Коркинского муниципального района Челябинской области по прекращению выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - Л.О.Д., ***года рождения, за период с мая по июль 2015 года включительно - незаконными; обязать Управление социальной защиты населения администрации Коркинского муниципального района Челябинской области произвести выплату ежемесячного пособия в пользу получателя пособия - матери ребенка Л.О.Д., ***года рождения -Стародубцевой Г.А.в размере ***рублей, в том числе: за май 2015 года в размере ***рублей; за июнь 2015 года в размере ***рублей; за июль 2015 года в размере ***рублей (л.д. 19-20).
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец Стародубцева Г.А. и её представитель Иванова Т.В. требования уточнили, исключив из требований выплату за май 2015 года, в остальной части иск поддержали полностью, сославшись на указанные выше обстоятельства, просили заявленные требования удовлетворить.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика Кузнецова О.В. в судебном заседании заявленные требования Стародубцевой Г.А. не признала, считает, что оспариваемое решение УСЗН администрации Коркинского муниципального района является законным, а заявленные требования Стародубцевой Г.А. необоснованными. Поддержала представленный в материалы дела письменный отзыв с указанием возражений на иск (л.д. 42-43) и просила в удовлетворении иска отказать.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель третьего лица Управления образования администрации Коркинского муниципального района Старикова Е.С. в судебном заседании исковые требования Стародубцевой Г.А. не поддержала.
При рассмотрении дела судом первой инстанции третьи лица Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство финансов Челябинской области, Управление федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явились, судом были
извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Министерством социальных отношений Челябинской области представлен отзыв, в котором просит отказать в полном объёме в заявленных требованиях Стародубцевой Г.А. (л.д. 74-76,78-79).
Суд постановилрешение, которым исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе УСЗН просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, указав, что выплата пособия была прекращена правомерно, в связи с выделением ребенку места в детском саду. Периоды оформления ребенка в детское дошкольное учреждение не зависят от УСЗН. Судом не учтены показания свидетеля Ламбрехт о наличии у истца возможности самостоятельно отслеживать предоставление ребенку места в дошкольном учреждении, несвоевременное получение указанной информации произошло по вине истца, которой не были предприняты все необходимые и своевременные действия по устройству ребенка в детский сад. Ссылаются на злоупотребление правом.
Представитель ответчика, представители третьих лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в суд не явились, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив_в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 3 Закона Челябинской области от 30.08.2012 г. N371-30 "О ежемесячном пособии по уходу за ребенком возрасте от полутора до трех лет" (далее Закон) право на ежемесячное пособие по уходу за третьим и последующим ребенком в возрасте от полутора до трех лет, не посещающим государственную или муниципальную образовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеет один из родителей в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона ежемесячное пособие назначается и выплачивается на каждого третьего и последующего ребенка в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии с законодательством Челябинской области.
При этом, размер ежемесячного пособия пересматривается с учетом
изменения величины прожиточного минимума для детей в Челябинской области. При .изменении величины прожиточного минимума для детей выплата ежемесячного пособия производится в измененном размере, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором вступил в силу соответствующий нормативный правовой акт Челябинской области.
Согласно п. 7 ст. 5 Закона выплата ежемесячного пособия осуществляется ежемесячно не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем назначения указанного пособия.
В соответствии с п.п. 1 п. 8 ст. 5 Закона ежемесячное пособие не назначается, а выплата ранее назначенного ежемесячного пособия в отношении ребёнка, не посещающего государственное или муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, прекращается в случае устройства ребенка в государственное или муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования.
Постановлением администрации Коркинского муниципального района от 22.10.2014 N 1491 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)".
В соответствии с п. 7 указанного Административного регламента, результатом исполнения муниципальной услуги являются: прием заявлений, постановка на-учет и зачисление детей дошкольного возраста до 7 лет, проживающих на территории Коркинского муниципального района, в дошкольное образовательное учреждение, мотивированный отказ в предоставлении услуги.
Согласно п. 3 Административного регламента ответственным за предоставление муниципальной услуги в части приема заявлений и постановки на учет детей, нуждающихся в определении в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу Дошкольного образования (детские сады) является управление образования администрации Коркинского муниципального района (далее - управление образования). Ответственными за предоставление муниципальной услуги в части зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) являются руководители дошкольных учреждений.
Пунктом 8 Административного регламента предусмотрено, что выдала
направлений в дошкольные учреждения заявителям для зачисления детей в Учреждение осуществляется: в период комплектования учреждений вновь поступающими воспитанниками - ежегодно с 15 апреля по 30 августа; в случае доукомплектования учреждений при наличии свободных мест - в течение календарного года.
Зачисление детей в дошкольные образовательные Учреждения осуществляется при массовом комплектовании до 30 августа, при доукомплектовании учреждений - в течение двух месяцев с момента получения направления.
В соответствии с п.п. 1 п. 8 ст. 5 Закона ежемесячное пособие не назначается, а выплата ранее назначенного ежемесячного пособия в отношении ребенка, не посещающего государственную или муниципальную образовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования, прекращается в случае устройства ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Предоставление муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" оканчивается именно зачислением ребенка в образовательное учреждение.
Таким образом, для выплаты родителям денежных компенсаций, предусмотренных Административным регламентом необходимой является совокупность следующих условий: необеспеченность детей местом в детском саду и обращение родителей с заявлениями о постановке детей на учет и о назначении и выплате таких компенсаций.
Как видно из материалов дела, Стародубцева Г.А. являлась получателем ежемесячного пособия как родитель, воспитывающий третьего ребенка в возрасте до трех лет, состоящего на учете в муниципальном органе управления образования для определения в дошкольное образовательное учреждение, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.
Размер ежемесячной компенсации составлял 9740,00 рублей, согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 15.04.2015 N101 (л.д.8).
За период с 01 апреля 2015 года по 31 мая 2015 года Стародубцева Г.А. являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет на Л.О.Д.., *** года рождения (л.д.5-7), поскольку семья является многодетной и среднедушевой
доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области. С 01 июня 2015 года выплаты были прекращены, в связи с выделением 06 мая 2015 года места в детском саду N28 (л.д.32, 81). При этом путевка на руки Стародубцевой Г.А. не выдавалась, ее не извещали о предоставлении места в детском учреждении, и воспользоваться правом на посещение ребенком детского сада они не могли до 13 июля 2015 года, поскольку детский сад в период с 22 июня 2015 года по 12 июля 2015 года был закрыт на плановый ремонт. На время планового ремонта место в другом дошкольном образовательном учреждении истице предоставлено не было, предложений о зачислении ребенка в другое дошкольное образовательное учреждение так же истице не поступало.
Вышеуказанные обстоятельства были установлены судом и подтверждены документально.
Таким образом, истица фактически не смогла воспользоваться направлением в дошкольное образовательное учреждение, в связи с ремонтом, проводимым в указанном дошкольном учреждении, которое как было достоверно установлено судом первой инстанции проводился в детском саду N28 в период с 22 июня 2015 года по 12 июля 2015 года, в связи с чем была вынуждена, по независящим от нее причинам, осуществлять воспитание сына на дому, так же нести фактически затраты на воспитание ребенка.
Дав оценку объяснениям сторон, материалам дела, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судом верно установлено, что истица имеет право на ежемесячную денежную компенсацию.
Отказ ответчика в возобновлении выплат ежемесячной компенсации на время проведения в детском саду N28 ремонта, неправомерен, поскольку ребенок был зачислен в детский сад только с июля 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем основанием для отмены решения суда не являются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коркинского городского суда Челябинской области от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения администрации Коркинского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.