Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Давыдовой Т.И., Зеленовой Е.Ф.,
при секретаре Жильцовой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 февраля 2016 года в г. Челябинске гражданское дело по иску Бидянова Г.С.к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании права на назначение доплаты к пенсии за выслугу лет с апелляционной жалобой администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области на решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 26 октября 2015 года
Выслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бидянов Г.С. обратился в суд с иском к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности назначить и производить доплату к пенсии исходя из стажа муниципальной службы 20 лет.
В обоснование исковых требований указал, что решением администрации Нагайбакского района Челябинской области ему назначена пенсия за выслугу лет с 01 января 2015 года из расчета 15 лет муниципальной службы. При этом в стаж муниципальной службы не включено время прохождения службы в рядах Советской Армии в период с 09 мая 1972 года по 05 июня 1974 года, который в соответствии с Федеральным Законом "О статусе военнослужащих" учитывается как один день военной службы за два дня работы, то есть в стаж не включено 04 года 01 месяц и 22 дня. Так же не включен период работы в должности ***совхоза "Кассельский" в порядке избрания с 11 марта 1987 года по 11 февраля 1991 года продолжительностью в 03 года 11 месяцев. Отказ администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области во включении в стаж данных периодов работы считает незаконным. При включении этих периодов стаж муниципальной службы превысит 20 лет, в связи с чем доплата к пенсии должна быть произведена из этой продолжительности, начиная с 01 января 2015 года.
Суд постановилрешение об удовлетворении исковых требований. Включил в стаж муниципальной службы Бидянову Г.С. период службы в рядах Советской Армии с 09 мая 1972 года по 04 июня 1974 года, из расчета один день военной службы за два дня работы, а именно - 04 года 01 месяц 22 дня. Включил в стаж муниципальной службы Бидянову Г.С. период работы в должности ***совхоза "Кассельский" с 11 марта 1987 года по 11 февраля 1991 года, а именно - 03 года 11 месяцев 00 дней. Всего в стаж муниципальной службы Бидянову Г.С. включил 08 лет 00 месяцев 22 дня. Обязал администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области назначить доплату к пенсии за выслугу лет с момента первоначального назначения с 01 января 2015 года исходя из стажа 20 лет муниципальной службы.
В апелляционной жалобе администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области просит отменить решение суда в части включения в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, периода работы с 11.03.1987 года по 11.02.1991 года в должности ***совхоза "Кассельский продолжительностью 03 года 11 месяцев, возложении обязанности назначить доплату к пенсии за выслугу лет с момента первоначального назначения с 01.01.2015 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального права. Указывает, что в соответствии с п.п. "м" п. 6 ч. 2 Перечня, являющегося приложением к Положению о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Нагайбакского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области от 26.12.2012 года N 102, в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения выборных должностей, занимаемых на постоянной основе, в райкомах КПСС, не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований о включении в стаж муниципальной службы Бидянову Г.С. периода службы в рядах Советской Армии с 09 мая 1972 года по 04 июня 1974 года, периода работы в должности ***совхоза "Кассельский" с 11 марта 1987 года по 11
февраля 1991 года, а также изменению в части возложения обязанности на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области назначить Бидянову Г.С. доплату к пенсии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.01.2015 года Бидянов Г.С. обратился в администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
В соответствии с решением Комиссии по пенсионным вопросам администрации Нагайбакского муниципального района от 26.03.2015 года "Об установлении права на пенсию по выслуге лет Бидянову Г.С." было принято решение о рекомендации администрации Нагайбакского муниципального района назначить Бидянову Г.С. пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в Нагайбакском муниципальном районе. Включению в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему Нагайбакского муниципального района 15 лет 08 месяцев 21 день. Данный стаж подтвержден справкой о периодах службы (работы) в должностях, учитываемых при исчислении стажа муниципальной службы.
Распоряжением главы Нагайбакского муниципального района Челябинской области N 140/1-р от 16.04.2015 года "О назначении пенсии за выслугу лет" Бидянову Г.С. была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ", Законом Челябинской области от 30 мая 2007 года N 144-30 "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области", решением Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района от 26 декабря 2012 года N 102 "Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Нагайбакского муниципального района".
Из ответа администрации Нагайбакского района Челябинской области от 25.08.2015 года N 1242 на заявление Бидянова Г.С. о пересмотре трудового стажа и включении в стаж времени прохождения срочной службы по призыву, а так же работы ***совхоза "Кассельский", следует, что во включении этих периодов отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить и производить выплату истцу пенсии за выслугу лет, размер которой должен быть определен из продолжительности стажа муниципальной службы 20 лет, суд исходил из того, что ответчиком незаконно были исключены из стажа муниципальной службы Бидянова Г.С. период службы в Советской Армии с 09.05.1972 года по 05.06.1974 года,
период работы ***совхоза "Кассельский" с 11.03.1987 года по 11.02.1991 года.
Исходя из принципа диспозитивности при рассмотрении дела в апелляционном порядке суд должен проверить обжалуемое судебное постановление в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку ответчик не оспаривает законность принятого решения в части выводов о включении в стаж муниципальной службы периода прохождения службы в Советской Армии, о чем прямо указано в апелляционной жалобе, судебная коллегия проверят обжалуемое судебное постановление в пределах доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Частью 2 ст. 16 Закона Челябинской области "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" установлено, что до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших гражданскую службу, и их семей условия, порядок назначения и выплаты пенсии муниципальному служащему за выслугу лет определяются муниципальными правовыми актами.
Решением Собрания депутатов Нагайбакского района Челябинской области от 26 декабря 2012 года N 102 утверждено Положение о назначении, перерасчете и выплате пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Нагайбакском муниципальном районе (далее Положение).
/У
Согласно п. 2 Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Нагайбакском муниципальном районе (далее Положение), право на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы Нагайбакского муниципального района Челябинской области по основаниям, предусмотренным Положением, предоставляется лицам, замещавшим должности муниципальной службы Нагайбакского муниципального района, имеющим стаж муниципальной службы не менее 15 лет, замещавшим на 25 июня 1998 года (дата вступления в силу Закона Челябинской области от 28 мая 1998 года N 43-30 "О муниципальной службе в Челябинской области) и позднее на постоянной основе должности муниципальной службы, учрежденные решением Собрания Нагайбакского муниципального района и включенные в реестр должностей муниципальной службы.
В соответствии с п. 10 Положения муниципальным служащим Нагайбакского муниципального района устанавливается пенсия за выслугу лет в форме ежемесячной выплаты исходя из оклада месячного денежного содержания на дату увольнения с муниципальной службы Нагайбакского муниципального района либо на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости по заявлению в следующих размерах: при наличии стажа муниципальной службы от 15 до 20 лет включительно - в размере 65% оклада месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы; при наличии стажа муниципальной службы от 20 до 25 лет включительно - в размере 100 % оклада месячного денежного содержания по соответствующей должности муниципальной службы.
Согласно п.п. "м" п. 6 ч. 2 Перечня должностей, периоды службы в которых включается в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Нагайбакского муниципального района, являющегося Приложением 1 к Положению, при исчислении стажа муниципальной службы учитываются периоды замещения должностей руководителей и специалистов, в том числе выборных должностей, занимаемых на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, а также в органах и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления до 31 декабря 1991 года, в том числе в ЦК КПСС, ЦК К11 союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах и их аппаратах, на должностях в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года (дня введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Из трудовой книжки Бидянова Г.С. следует, что 10.09.1986 года Бидянов Г.С. принят в аппарат Нагайбакского РК КПСС и утвержден
*** организационного отдела РК КПСС, 20.12.1986 года утвержден *** сельскохозяйственного отдела райкома КПСС. 11.03.1987 года постановлением бюро Нагайбакского райкома КПСС Бидянов Г.С. (протокол N31) избран ***совхоза "Кассельский", распоряжением N 5 по Нагайбакскому райкому КПСС от 11.02.1991 года освобожден от занимаемой должности в связи с переводом в Нагайбакское РТП в качестве главного инженера (л.д. 9-16).
Сведения, содержащиеся в трудовой книжке истца, подтверждены архивной справкой Государственного учреждения "Объединенный государственный архив Челябинской области" от 12.10.2015 года N С-19826 (л.д.48), протоколом N 31 заседания бюро райкома КПСС от 11.03.1987 года (л.д.49), распоряжением N 5 по Нагайбакскому райкому КПСС от 11.02.1991 года (л.д.51), архивной справкой Государственного учреждения "Объединенный государственный архив Челябинской области" от 12.10.2015 года N С-19877 о начисленной Бидянову Г.С. заработной платы в Нагайбакском райкоме КПСС ( л.д.55).
Согласно сведениям архивного отдела администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области N 405 от 16 октября 2015 года, документы по личному составу совхоза "Кассельский" на государственное хранение не поступали, подтвердить факт работы и начисления заработной платы Бидянова Г.С. за период с 1987 года по 1991 год не представляется возможным (л.д. 74).
Таким образом, совокупность исследованных судом доказательств подтверждает работу Бидянова Г.С. в аппарате Нагайбакского райкома КПСС, а не в штате совхоза "Кассельский".
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что при назначении Бидянову Г.С. пенсии за выслугу лет подлежал учету период его работы в качестве ***совхоза "Кассельский" является верным. Вместе с тем, в соответствии с п.п. "м" п. 6 ч. 2 Перечня должностей, периоды службы в которых включается в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Нагайбакского муниципального района, являющегося Приложением 1 к Положению, продолжительность данного периода должна быть определена временем его работы с 1 1.03.1987 года по 14.03.1990 года, т.е. 3 года 3 дня.
С учетом включенного Бидянову Г.С. стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему Нагайбакского муниципального района продолжительностью 15 лет 08 месяцев 21 день, неоспариваемого ответчиком периода военной службы - 04 года 01 месяц 22 дня, даже при включении в стаж муниципальной службы спорного периода работы в качестве ***совхоза
"Кассельский" до 14.03.1990 года, общая продолжительность стажа муниципальной службы у истца превысит 20 лет.
При таких обстоятельствах размер пенсии за выслугу лет истца должен производиться из расчета 20 лет стажа муниципальной службы, в связи с чем его требования о возложении на ответчика обязанности назначить пенсию за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы продолжительностью 20 лет с момента первоначального назначения с 01 января 2015 года подлежали удовлетворению. В указанной части решение суда является законным и обоснованным.
Вместе с тем, поскольку судом в резолютивной части решения об удовлетворении требований истца были использованы несоответствующие закону формулировки (доплата к пенсии за выслугу лет), не указано на удовлетворение уточненных требований Бидянова Г.С. о возложении обязанности производить выплату пенсии за выслугу лет исходя из стажа 20 лет муниципальной службы (протокол судебного заседания от 15.10.2015 года), судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменить резолютивную часть решения в данной части, изложив ее в правильной редакции.
Согласно части третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям; право суда выйти за пределы заявленных требований ограничено случаями, прямо предусмотренными федеральным законом.
Из материалов дела следует, что истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности назначить и производить ему пенсию за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы продолжительностью 20 лет с момента первоначального назначения с 01 января 2015 года. В исковом заявлении было указано, что нарушение его прав на получение пенсии за выслугу лет в ином размере, чем ему назначено, заключается в том, что ответчик не включил в стаж муниципальной службы два спорных периода, однако требования о возложении на ответчика обязанности включить эти периоды в стаж муниципальной службы истцом не заявлялись.
Суд первой инстанции, придя к выводу о незаконности исключения этих периодов из стажа муниципальной службы Бидянова Г.С, вышел за пределы исковых требований и в резолютивной части решения возложил на ответчика обязанность по включению этих период в стаж.
При таких обстоятельствах решение в части удовлетворения исковых требований о включении в стаж муниципальной службы Бидянову Г.С. периода службы в рядах Советской Армии с 09 мая 1972 года по 04 июня 1974 года, периода работы в должности ***
совхоза "Кассельский" с 11 марта 1987 года по 11 февраля 1991 года подлежит отмене.
Вместе с тем, отмена решения в указанной части не влияет на законность правильного по существу решения суда о возложении обязанности на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области назначить и производить Бидянову Г.С. пенсию за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы продолжительностью 20 лет с момента первоначального назначения с 01 января 2015 года.
Для восстановления права истца на получение пенсии за выслугу лет в истребуемом им размере, т.е. исходя из стажа муниципальной службы продолжительностью 20 лет, не требуется заявления самостоятельных требований о включении спорных периодов в выслугу лет и вынесения по ним отдельного решения суда, поскольку при удовлетворении его требований о возложении на ответчика обязанности назначить и производить выплату пенсии за выслугу лет исходя из иного стажа, чем был определен, судом в мотивировочной части решения делается вывод о незаконности исключения из стажа Бидянова Г.С. спорных периодов службы и работы и, как следствие, неправильном определении продолжительности его муниципального стажа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Бидянов Г.С. в период с 11.03.1987 года работал секретарем парткома предприятия, не могут быть приняты во внимание. Совокупность исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что с 10.09.1986 года до 11.02.1991 года Бидянов Г.С. состоял в аппарате Нагайбакского райкома КПСС, где ему начислялась и выплачивалась заработная плата. Из штата Нагайбакского райкома КПСС он не увольнялся, в штат совхоза "Кассельский" не принимался. Все решения о назначении Бидянова Г.С. на должность принимались на бюро райкома КПСС, а освобожден он от должности распоряжением секретаря райкома КПСС.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 26 октября 2015 года отменить в части удовлетворения исковых требований о включении в стаж муниципальной службы Бидянову Г.С. периода службы в рядах Советской Армии с 09 мая 1972 года по 04 июня 1974 года, периода работы в должности ***совхоза "Кассельский" с 11 марта 1987 года по 1 1 февраля 1991 года.
Председательствующий
Судьи
В остальной части решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 26 октября 2015 года изменить, изложив в следующей редакции.
Обязать администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области назначить и производить Бидянову Григорию Степановичу пенсию за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы продолжительностью 20 лет с момента первоначального назначения с 01 января 2015 года.
Апелляционную жалобу администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области оставить - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.