Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Маслова А.К., Богданова А.П.
при секретаре Разночинцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Морочко В.Н. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности незаконным
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 09 ноября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., судебная коллегия
установила:
Морочко В.Н. "данные изъяты" г. в результате дорожно-транспортного происшествия получил телесные повреждения, повлекшие за собой вред здоровью. В соответствии со справкой медико-социальной экспертизы от "данные изъяты" г. ему установлена "данные изъяты" группа инвалидности по причине "общее заболевание".
09 сентября 2015 г. Морочко В.Н. обратился в ФКУ "Главное бюро МСЭ по Белгородской области" с заявлением об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности.
Письмом от 01 октября 2015 г. ФКУ "Главное бюро МСЭ по Белгородской области" отказало в удовлетворении заявления по причине того, что проведение освидетельствования и определение степени утраты профессиональной трудоспособности возможно лишь при наличии документов, подтверждающих факт нечастного случая на производстве или профессионального заболевания, и степень утраты профессиональной трудоспособности гражданам с причиной инвалидности "общее заболевание" не устанавливается.
Дело инициировано административным исковым заявлением Морочко В.Н., просившим признать незаконным отказ ФКУ "Главное бюро МСЭ по Белгородской области" от 01 октября 2015 г. и обязать данное учреждение провести освидетельствование с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в связи с автодорожной травмой.
В судебном заседании представитель ФКУ "Главное бюро МСЭ по Белгородской области" возражал против удовлетворения административного иска.
Решением суда административное исковое заявление Морочко В.Н. удовлетворено. Признан незаконным отказ ФКУ "Главное бюро МСЭ по Белгородской области" от 01 октября 2015 г. в установлении Морочко В.Н. степени утраты профессиональной трудоспособности. На ФКУ "Главное бюро МСЭ по Белгородской области" возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона - провести освидетельствование Морочко В.Н. на предмет определения степени утраты профессиональной трудосособности в связи с полученной 27 ноября 2006 г. травмой. Данное освидетельствование должно быть проведено в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Указано, что об исполнении решения суда ФКУ "Главное бюро МСЭ по Белгородской области" должно сообщить в суд и Морочко В.Н. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ФКУ "Главное бюро МСЭ по Белгородской области" просит отменить решение суда, фактически ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия признает их неубедительными.
Согласно части 1 статьи 308 КАС суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд, руководствуясь положениями Конвенции о правах инвалидов (принята 13 декабря 2006 г. Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН), Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 г. Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН, Декларации о правах инвалидов, принятой 09 декабря 1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу, что инвалиду, как лицу, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное, в том числе последствиями травм, приводящими к ограничению жизнедеятельности, гарантируются государством наряду с иными и экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, компенсации этих ограничений в целях создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. При этом экономические меры социальной защиты инвалидов реализуются и в создании учреждений медико-социальной экспертизы, на которые государство возлагает функции по установлению инвалидности и потребностей инвалида в различных видах социальной защиты, разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, а также определению степени утраты профессиональной трудоспособности. При этом относящееся к полномочиям учреждений медико-социальной экспертизы установление степени утраты профессиональной трудоспособности направлено на обеспечение реализации права инвалидов на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и не ограничивается исполнением данными лицами обязанностей по трудовому договору при его причинении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение этим гражданам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 утвержден Порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как правильно указал суд, в настоящее время не имеется нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения медико-социальной экспертизой степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья не на производстве.
В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отсутствие предписанного нормативным правовым актом механизма проведения учреждениями медико-социальной экспертизы исследования не может препятствовать осуществлению права инвалидов на возмещение вреда в виде утраченного заработка (дохода) и реализации вытекающих из положений пункта 5 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" прав на гарантируемые государством экономические меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления ограничений жизнедеятельности в виде определения утраты профессиональной трудоспособности учреждениями медико-социальной экспертизы.
При этом отсутствие специально разработанных правил освидетельствования указанными учреждениями пострадавших не на производстве не может ограничивать право заявителя на получение государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, без которого невозможно получение им страхового возмещения в связи с повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия.
Указанная правовая позиция выражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 12-КГ14-5.
Достижение Морочко В.Н. к моменту получения травмы пенсионного возраста, как правильно указал суд, не может ограничивать его право на определение степени утраты профессиональной трудоспособности, так как наличие пенсионного возраста не лишало истца возможности и способности осуществлять трудовую деятельность.
Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 09 ноября 2015 г. по делу по административному иску Морочко В.Н. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании отказа в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности незаконным оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.