Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Тубденовой Ж.В.
судей коллегии Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С.,
при секретаре Цыбиковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Е.И. к Федеральному казенному учреждению Исправительной колонии - 8 УФСИН России по Республике Бурятия о взыскании денежных средств за сверхурочные, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца Федоровой Е.И.
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 08 октября 2015 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Федорова С.Н., представителя ответчика Ивановой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд, Федорова
Е.И. просила взыскать с ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия денежные средства за сверхурочные работы в размере " ... " руб. за период с ... года, компенсацию морального вреда в размере " ... " руб.
Требования мотивированы тем, что с ... года истица состояла в трудовых отношениях с ответчиком, уволена с должности " ... ". В организации установлен суммированный учет рабочего времени, учетный период для оплаты сверхурочных часов работы в ФКУ ИК-8 составляет полгода. Режим рабочего времени сменный - сутки через двое. За период с ... года Федоровой Е.И. не была оплачена сверхурочная работа. Ответчиком занижено общее количество фактически отработанного Федоровой Е.И. времени, что отражается на количестве часов сверхурочной работы. Доплата за работу в ночные часы, праздничные и выходные дни, за работу сверхустановленной продолжительности рабочего времени производится без учета районного коэффициента и северной надбавки. Работодателем не ведется фактический учет рабочего времени, отработанного истицей. Правилами внутреннего распорядка продолжительность смены установлена с 9 часов дня заступления на смену до 9 часов следующего дня. Однако фактически смена начинается с 8.30 часов дня заступления и заканчивается в 10.30-11.30 часов следующего дня. По общему правилу время перерыва для отдыха и питания не включается в рабочее время и не оплачивается, поэтому работник вправе использовать его по своему усмотрению. Однако, учитывая характер работы Федоровой Е.И., предоставление работникам караула перерыва для отдыха и питания невозможно, так как никто из состава караула не имеет права оставлять караульное помещение и площадку без разрешения начальника караула, а потому такие перерывы должны включаться в рабочее время сотрудников. Следовательно, фактическая продолжительность смены для Федоровой Е.И. составляет не 20 часов, как отмечает ответчик в табелях учета рабочего времени, а 26-27 часов. В связи с этим у ответчика возникла обязанность произвести истцу расчет заработной платы в полном объеме.
В суд первой инстанции Федорова Е.И. не явилась, ее представитель Федоров С.Н. увеличил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика в счет неоплаченных сверхурочных часов работы истицы денежные средства в размере " ... " руб. Пояснил, что ответчиком незаконно не включается в рабочие часы время, отведенное для приема пищи и отдыха, на подготовку караула и сдачу поста, соответственно, занижается начисление и выплата компенсации за сверхурочные часы работы. Работодатель не учитывает, что в соответствии с должностной инструкцией на часового в караульном помещении во время приема пищи и отдыха распространяются трудовые обязанности, он не может покидать пределы караульного помещения, обязан находиться при снаряжении. Периоды времени, затраченные до и после несения службы в карауле на подготовительно-заключительные мероприятия, также являются рабочим временем и неотъемлемой частью трудовых функций истца.
Представитель ответчика ФКУ ИК N 8 УФСИН России по Республике Бурятия Бохач Е.А. иск не признала, ссылаясь на наличие вступивших в законную силу решений Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ, вынесенных по аналогичным требованиям Федоровой Е.И., которыми отказано в их удовлетворении. Указанные решения имеют преюдициальное значение по настоящему делу.
Районный суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Федорова Е.И. в лице представителя Федорова С.Н. просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что пункт 8 Приказа ФСИН от 26 сентября 2013 г. N 533 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" не соответствует Трудовому кодексу РФ. Районный коэффициент и процентные надбавки в силу требований ТК РФ и Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I подлежат начислению на всю заработную плату, в которую включаются все выплаты в пользу работников. Компенсационные выплаты за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхустановленной законом продолжительности рабочего времени включены в систему оплаты труда сотрудников уголовно-исполнительной системы и являются неотъемлемой частью их заработной платы. Вывод суда о преюдициальном значении ранее принятых решений суда при рассмотрении данного спора является необоснованным. Судом неправомерно были отклонены ходатайства об истребовании доказательств и вызове свидетелей.
На заседание судебной коллегии истец Федорова Е.И., будучи надлежаще извещенной о рассмотрении дела по жалобе, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ее представитель Федоров С.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия Иванова Т.А. возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей сторон, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Исходя из положений части 6 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ, сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Частью 15 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: должностной оклад; оклад по специальному званию; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
В силу части 18 статьи 2 указанного Федерального закона порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 сентября 2013 г. N 533, в течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
При работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается (п. 9 Положения).
Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года N 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, согласно пункту 17 которого сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.
Согласно п. 16 Порядка часовая ставка определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
Порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера в составе денежного довольствия установлен пунктом 48 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, в котором указано, что для их исчисления учитываются: должностной оклад; оклад по специальному званию; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Федорова Е.И. проходила службу в уголовно-исполнительной системе в должности " ... " ФКУ ИК-8.
Приказом от ... г. N ... Федорова Е.И. уволена из органов уголовно-исполнительной системы.
Разрешая заявленные Федоровой Е.И. требования о взыскании с ответчика денежной компенсации за работу сверх установленного количества рабочих часов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 283-ФЗ, приказом ФСИН России от 26 сентября 2013 г. N 533, приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. N 269, а также приказом ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия от 13 января 2014 г. N 7 об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия, пришел к правильному выводу о соблюдении ответчиком требований действующего законодательства, регулирующего спорные отношения сторон.
Исходя из толкования приведенных выше норм права следует, что при расчете компенсации за работу сверхустановленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, применяется должностной оклад без учета каких-либо дополнительных выплат, к которым в силу пункта 8 части 6 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и пункта 3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы относятся районный коэффициент и процентная надбавка к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Поскольку в Федеральном законе от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденном Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 г. N 269, отсутствует прямое указание на необходимость учитывать в составе денежного довольствия для применения указанного коэффициента и процентных надбавок компенсацию за работу сверх нормального количества рабочих часов, в ночное время, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных в этой части исковых требований.
Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению как несостоятельные.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в рабочее время истца времени, затраченного на подготовку караула, и времени сдачи поста, суд правомерно исходил из того, что указанные действия не являются сверхурочной работой и оплате не подлежат.
Так, исходя из положений Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 15 февраля 2006 г. N 21 (раздел III), а также из совокупности представленных по делу доказательств, в том числе сведений постовых ведомостей караула по охране ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия, суд пришел к верному выводу о том, что подготовка к караулу и сдача смены не входит в непосредственные обязанности сотрудников по несению караула. В указанное время караул несет другая смена. Проведение таких мероприятий обусловлено особым характером службы в органах уголовно-исполнительной работы, в связи с которым сотрудникам предоставляются предусмотренные законом гарантии и компенсации, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы.
Согласно пункту 40 Правил внутреннего распорядка ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия для караульной службы - в режиме 24 часового рабочего дня сотрудникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 4 часа согласно постовой ведомости по постам. Указанный перерыв в рабочее время не включается.
Судебная коллегия находит, что судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований о включении в рабочие часы времени, отведенного для приема пищи и отдыха. Как верно указал районный суд, доказательств тому, что обеденные перерывы не были предоставлены истцу, либо ответчик препятствовал в реализации права на прием пищи и отдых, не представлены. Учитывая, что время для приема пищи и отдыха сотрудникам ИК-8 предоставляется, соответственно, это время является личным временем работника и оплате не подлежит.
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия, возражая против иска, представило табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, из которых следует, что за спорный период работы Федоровой Е.И. задолженности за сверхурочные работы работодатель не имеет.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований о взыскании денежных средств за сверхурочные работы не имеется.
Довод жалобы о несоответствии п. 8 Приказа ФСИН от 26.09.2013 г. N 533 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" Трудовому кодексу РФ является несостоятельным и подлежит отклонению.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о невозможности применения к спорным правоотношениям норм Трудового кодекса РФ, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия с ними соглашается.
Довод жалобы о том, что ранее принятые Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ решения по искам Федоровой Е.И. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ не имеет преюдициального значения, судебной коллегией отклоняется, поскольку согласно обжалуемому решению настоящие исковые требования Федоровой Е.И. были рассмотрены судом по существу с установлением юридически значимых обстоятельств по делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств о вызове свидетелей и истребовании документов, не влекут отмену решения суда, поскольку суд пришел к выводу, что представленных сторонами доказательств достаточно для определения юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию по настоящему делу и для разрешения спора сторон по существу. В силу ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ истребование, прием и оценка доказательств относится к исключительной компетенции суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, что не может являться основанием для отмены решения суда.
Судом первой инстанции нормы материального и процессуального права применены судом верно, доказательства получили оценку в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, в связи с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия Бурятии
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 08 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Тубденова
Судьи коллегии: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.