Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Эрхетуевой О.М., судейколлегии Гончиковой И.Ч., Захарова Е.И.,
при секретаре Федоровой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дархаевой Т.Т., Хамнуева Д.А., Хамнуева Ю.А., Хамнуева А.С., Хамнуевой В.Г. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Хайдаковой О.В. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление Дархаевой Т.Т., Хамнуева Д.А., Хамнуева Ю.А., Хамнуева А.С., Хамнуевой В.Г. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Признать право Хамнуева Д.А., Хамнуева Ю.А., Хамнуева А.С., Хамнуевой В.Г., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей 28 июня 2014 года в п.Аршан Тункинского района Республики Бурятия, на получение материальной помощи в сумме " ... " на каждого.
Признать право Дархаевой Т.Т., Хамнуева Д.А., Хамнуева Ю.А., Хамнуева А.С., Хамнуевой В.Г., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей 28 июня 2014 года в п.Аршан Тункинского района Республики Бурятия, на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме " ... " на каждого.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Баяртуева А.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском к Администрации МО "Тункинский район", истцы просили признать за ними право на получение единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Исковые требования основаны на том, что истцы проживают в жилом доме по адресу: " ... " который они сами построили, но право собственности в установленном порядке не зарегистрировали. ... в связи с селевыми потоками и паводковыми водами " ... " дом истцов и земельный участок были затоплены, вследствие чего утрачено имущество, которое относится к предметам первой необходимости. Истцы обратились с заявлением о признании их пострадавшими и оказания им мер государственной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией, однако материальная помощь им не была оказана.
В суде первой инстанции истцы, их представитель Сычева О.Н. иск поддержали.
Представитель ответчика МО "Тункинский район" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Хайдакова О.В. просит решение суда отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, истечение срока действия соглашения от ... о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в п.Аршан Тункинского района Республики Бурятия. Судом не установлено, какое имущество утрачено истцами вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, оценка имуществу не давалась, стоимость не определялась, не устанавливался характер утраченного имущества.
На данную жалобу истцами принесен отзыв, в котором высказано мнение о законности и обоснованности постановленного судом решения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения РБ Барятуев А.Б., доводы жалобы поддержал.
Истцы Дархаева Т.Т., Хамнуев Д.А., Хамнуев Ю.А., Хамнуев А.., Хамнуева В.Г., представитель ответчика администрации МО "Тункинский район" не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя Министерства социальной защиты населения РБ, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.
Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Подпунктом "л" п.1 ст.11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РБ от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (п.п. "п" пункта 4).
28 июня 2014 года в п.Аршан Тункинского района Республики Бурятия произошло стихийное бедствие - сход селевых паводковых вод реки Кынгырга.
В связи с чрезвычайной ситуацией на территории МО СП "Аршан" Тункинского района Правительством Республики Бурятия приняты Распоряжение N384-р от 01.07.2014 г. и Распоряжение N 433-р от 17.07.2014 г.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия N433-р от 17.07.2014 г. выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Порядок предоставления и расходования средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества в результате чрезвычайной ситуации природного характера в п.Аршан Тункинского района Республики Бурятия установлен Соглашением о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в п.Аршан Тункинского района Республики Бурятия N 25 от 23.07.2014 г.
В соответствии с п.2.2.2 Соглашения основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Этим же пунктом установлено, что получатель бюджетных средств (МО "Тункинский район") определяет размер финансовой помощи за частично утраченное имущество из расчета " ... " на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... ". на гражданина. При сумме ущерба менее " ... "., финансовая помощь оказывается в размере равном размеру ущерба.
Аналогичные положения сдержатся в п.6 Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого постановлением Администрации МО "Тункинский район" 21 июля 2014 г. N 259.
В частности указанным пунктом установлено, что размер финансовой помощи определяется комиссией, созданной администрацией района на основании представленных документов, из расчета за частично утраченное имущество " ... " на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... ". на гражданина. Если сумма ущерба составляет менее " ... " то финансовая помощь оказывается в размере, равном сумме ущерба.
В материалах дела имеется акт ... от ... обследования частного жилого помещения, составленный комиссией, согласно которому при осмотре дома по адресу: " ... " следует, что подвал дома полностью затоплен, высота ила под полом 0,5 м., подвал поражен грибком, деформированы полы, частично утрачено имущество. Предварительный ущерб определен в размере " ... ".
При таких обстоятельствах, районный суд правомерно пришел к выводу о том, что дом по указанному адресу являлся постоянным местом жительства истцов, который пострадал в результате наводнения ... , частично утрачено имущество первой необходимости, истцы имеют право на получение финансовой помощи из расчета " ... " на каждого и единовременной финансовой помощи в сумме " ... " на каждого.
Факт частичной утраты имущества истцов, в частности предметов первой необходимости был подтвержден в суде первой инстанции свидетельскими показаниями, не доверять которым у судебной коллегии оснований не имелось. Стороной ответчика не представлено доказательств заинтересованности свидетелей в разрешении дела.
Доводы жалобы о том, что размер финансовой помощи определяется с учетом минимальной суммы ущерба, указанной в акте уполномоченного органа не свидетельствуют о неправильном определении судом размера финансовой помощи. Из буквального толкования п. 2.2.2 приведенного Соглашения следует, что за частично утраченное имущество размер финансовой помощи всегда составляет " ... ". на человека, за исключением случаев, когда размер ущерба составляет менее " ... ". В таком случае, размер финансовой помощи равен размеру ущерба. Каких-либо изъятий, ограничений из указанного, в том числе касающиеся того, что сумма финансовой помощи зависит от количества потерпевших и в общей сложности не может превышать размер ущерба, указанное соглашение не содержит.
При наличии нормативных правовых актов, в силу которых основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащие сведения о размере понесенного ущерба, ссылки автора жалобы на отсутствие доказательств причинения ущерба принять во внимание нельзя.
Как уже выше указывалось, доказательством причинения ущерба в указанном размере являлся акт уполномоченной комиссии, не оспоренный и не признанный недействительным.
При наличии приведенных императивных норм, регламентирующих порядок определения размера ущерба и финансовой помощи, у суда отсутствовала обязанность по установлению конкретного перечня и видов утраченного имущества, и его стоимости.
Перечисленными нормами не предусмотрен отказ в выплате финансовой помощи по мотиву отсутствия средств, а потому отсутствие средств из резервного фонда в 2015г. не могло являться основанием для отказа в иске.
Как видно из указанного выше Соглашения, оказание финансовой помощи, определение ее размера возложены на администрацию МО "Тункинский район", как получателя бюджетных средств. Оспариваемое решение не содержит выводов о правах и обязанностях Министерства социальной защиты населения РБ, а потому судебная коллегия не усматривает безусловных оснований, предусмотренных п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ для отмены оспариваемого решения суда по мотиву не привлечения указанного лица.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 24 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: О.М. Эрхетуева
Судьи коллегии: И.Ч. Гончикова
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.