Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Ивановой В.А.
судей коллегии Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С.,
при секретаре Цыбиковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Осколковой Г.Д., Сафроновой Е.А., Иванова В.В., Сафроновой Н.А. действующей за себя и в интересах несовершеннолетней И к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера
по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия
на решение Тункинского
районного суда Республики Бурятия от 22 января 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление Осколковой Г.Д., Сафроновой Е.А., Иванова В.В., Сафроновой Н.А., Сафроновой Н.А. в интересах несовершеннолетней И к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Признать право Осколковой Г.Д. и Сафроновой Е.А., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ", на получение материальной помощи в сумме " ... " руб. на каждого.
Признать право Осколковой Г.Д., Сафроновой Е.А., Иванова В.В., Сафроновой Н.А., Ивановой А.В., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ", на получение единовременной финансовой помощи за частично утраченное имущество в сумме " ... " руб. на каждого.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами жалобы, выслушав мнение представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд с иском к Администрации МО "Тункинский район", Осколкова Г.Д., Сафронова Е.А., Иванов В.В., Сафронова Н.А., И. просили признать за ними право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере " ... " руб. каждому, как пострадавшие вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ". Осколкова Г.Д, и Сафронова Е.А. также просили признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере " ... " руб. на каждого.
Требования основаны на том, что истцы проживали в четырехкомнатной неблагоустроенной квартире в жилом доме по адресу: " ... ". Во время схода селевых потоков и паводковых вод реки Кынгарга ... года указанный дом и земельный участок были затоплены, вследствие чего истцами частично утрачено имущество, которое относится к предметам первой необходимости, пострадали хозяйственные строения и сооружения. Согласно заключению комиссии предварительный ущерб составляет " ... " руб. Сафроновой Н.А., Иванову В.В., И. со стороны ответчика была оказана материальная помощь в размере " ... " руб., а Осколковой Г.Д., Сафроновой Е.А. было отказано в оказании такой помощи. Также всем истцам отказано в выделении единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости. Возмещение ущерба, причиненного последствиями чрезвычайной ситуации, осуществляется в рамках Конституции РФ, ФКЗ "О чрезвычайном положении", ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также на основании Постановления Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года "О положении о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
В суде первой инстанции истец Сафронова Н.А., ее представитель Сычева О.Н. иск поддержали.
Представитель ответчика МО "Тункинский район" в суд не явился.
Истцы Осколкова Г.Д., Сафронова Е.А., Иванов В.В. в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
Настоящая апелляционная жалоба подана Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия, которое участия в деле не принимало. В жалобе представитель Хайдакова О.В. просит решение суда отменить. Считает, что Министерство является заинтересованным лицом в рассматриваемом споре и должно быть привлечено к участию в деле, поскольку в 2014 году Министерство являлось главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в поселке Аршан Тункинского района. Кроме того, в соответствии с распоряжениями Правительства РБ целевое использование выделенных денежных средств необходимо было обеспечить до 31 декабря 2014 года. Однако истцы до указанного срока и в порядке, установленном Соглашением между Министерством и администрацией Тункинского района, не обращались за предоставлением финансовой помощи. Судом не установлено, какое именно имущество было утрачено истцами, является ли оно имуществом первой необходимости, не определен размер материального ущерба, причиненного истцам.
На заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Тарбаева Р.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истцы Осколкова Г.Д., Сафронова Е.А., Сафронова Н.А., Иванов В.В. в суд не явились, направили возражения на апелляционную жалобу, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель МО "Тункинский район" в суд не явился, о рассмотрении дела по жалобе надлежаще извещен.
Изучив материалы дела, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что собственником четырехкомнатной неблагоустроенной квартиры в жилом доме по адресу: " ... ", является Сафронова С.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... года.
Судом установлено, что истцы Осколкова Г.Д. ( " ... " Сафроновой С.А.), Сафронова Е.А. ( " ... "), Сафронова Н.А. ( " ... "), Иванов В.В. ( " ... ") и несовершеннолетняя И. ( " ... ") проживали в указанном выше жилом помещении, что следует из справки МО СП "Аршан" (л.д. 16), а также показаний свидетелей Ш. и Х.
Установлено, что ... года в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки Кынгарга дом, в котором проживали истцы, подвергся затоплению.
Из пояснений истцов следует, что Сафроновой Н.А., Иванову В.В., И. со стороны ответчика была оказана материальная помощь в размере " ... " руб.
Решением комиссии от ... года на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в п. " ... ", за счет средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий истцам Осколковой Г.Д., Иванову В.В., Сафроновой Е.А., Сафроновой Н.А. и И. отказано в выплате денежной компенсации как не имевшим регистрацию в границах зоны подтопления на момент наступления чрезвычайной ситуации и не представивших документы о принадлежности имущества в границах зоны подтопления.
Согласно акту N ... от ... года, составленному комиссией в составе первого заместителя МО СП "Аршан", органа БТИ, Роспотребнадзора, Бурприроднадзора, МКУ Управление "Казна муниципального имущества Тункинского района", МЧС России, по адресу: п. " ... ", земельный участок затоплен и заилен. Подполье затоплено, заилено. Требуется вскрыть и заменить пол, предварительный ущерб составил " ... " руб.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что жилой дом, где на момент чрезвычайной ситуации проживали истцы, действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, последние утратили свое имущество первой необходимости, в связи с чем они имеют право на получение единовременной финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости в сумме " ... " руб. на каждого. Кроме того, истцы Осколкова Г.Д. и Сафронова Е.А. имеют право также на получение материальной помощи по " ... " руб.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинский район", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет 50000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - 100000 руб. Если сумма ущерба составляет менее 50000 руб., то финансовая помощь оказывается в размере, равном ущербу.
Из пояснений истцов следует, что в результате затопления жилого дома частично утрачено следующее имущество: продукты питания, находившиеся в кладовой, сезонные осенне-зимние вещи, бытовая техника (холодильники, электроплита), мягкая мебель, предметы обычной домашней обстановки, одежда, обувь, лекарства и другое. Опрошенные судом первой инстанции свидетели Ш. и Х. указанные обстоятельства подтвердили.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы истцами представлены в дело товарные и кассовые чеки на утраченные ими во время чрезвычайной ситуации предметы первой необходимости на сумму более " ... " руб.
Представитель администрации МО "Тункинский район" доказательств обратному не представил и по существу не оспаривал обстоятельства, на которые ссылалась сторона истцов.
Таким образом, учитывая, что факт нуждаемости истцов в финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости установлен судом, районный суд пришел к верному выводу о признании за истцами, пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, права на получение единовременной финансовой и материальной помощи за частично утраченное имущество.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения.
Согласно ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При разрешении спора суд исходил из того, что истцы являются пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации природного характера и у них возникло право на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Районный суд рассмотрел только эти правоотношения, связанные с признанием за истцами указанного права.
При этом характер взаимоотношений, на которые ссылается автор жалобы, возникших в результате признания Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Бурятия, напрямую не связан со спорными отношениями сторон, в связи с чем отсутствуют основания утверждать о том, что обжалуемым решением суда разрешен вопрос о правах либо обязанностях Министерства, не привлеченного к участию в деле.
По указанным выше основаниям доводы апелляционной жалобы Министерства не заслуживают внимания и не могут повлечь отмену постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 22 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.А. Иванова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.