Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,
судей коллеги Мирзаевой И.И., Гимадеевой О.Л.,
при секретаре Абзаевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григоренко Любови Анатольевны, Скворцовой Евгении Игоревны, Скворцова Данилы Ивановича к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Востокрегионжилье", Министерству обороны РФ, ФГКУ "Восточное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ, ТУ Росимущества в Республике Бурятия о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе истцов Григоренко Л.А., Скворцовой Е.И.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2015 года,
которым постановлено исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И., выслушав пояснения истцов Григоренко Л.А. и Скворцовой Е.И., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истцы Григоренко Л.А. и Скворцова Е.И, просили признать за Григоренко Л.А., Скворцовой Е.И. и Скворцовым Д.И. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. " ... " в равных долях.
В судебное заседание Григоренко Л.А., Скворцова Е.И., действующая также в интересах несовершеннолетнего Скворцова Д.И., не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, в письменных заявлениях ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие до вынесения решения суда.
Представитель Гаврилова Л.Н. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что истцы проживают в квартире N ... дома ... по ул. " ... " с момента вселения в квартиру на основании договора найма служебного жилого помещения N " ... " г., заключенного между Григоренко Л.А. и 235 КЭЧ района СиБВО. Жилое помещение было предоставлено на состав семьи в количестве 3 человек - наниматель Григоренко Л.А., дочь Скворцова Е.И. и несовершеннолетний внук Скворцов Д.И. С момента заключения договора и вселения истцы пользуются указанной квартирой. Жилое помещение является служебным, однако полагают, что право пользования указанным помещением возникло у них на условиях договора социального найма, которые позволяют приобрести квартиру в собственность в порядке приватизации. Указанное вытекает из того, что ранее Григоренко ЛА. состояла в зарегистрированном браке с Григоренко И.М., семья проживала в жилом помещении, расположенном по адресу г. " ... " Квартира была предоставлена по ордеру. Брак с Григоренко И.М. был расторгнут. Командованием было принято решение о предоставлении истице Григоренко Л.А. другого жилого помещения взамен квартиры, расположенной по адресу г. " ... ", которая, в свою очередь, была сдана бывшим супругом 235 КЭЧ с получением взамен жилищного сертификата. Сертификат был выдан бывшему супругу Григоренко И.М. на двух человек - на него и его дочь от первого брака. Считают, что условия социального найма должны распространиться и на вновь предоставленное истице и ее дочери жилое помещение.
Представители ответчиков ТУ Росимущества в Республике Бурятия, Департамента жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ, ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены, просили рассмотреть дело в их отсутствие. От представителей Министерства обороны РФ и ФГКУ "Сибирское ТУИО" поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых они просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию не явился, уведомлен надлежаще.
Суд определилрассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Григоренко Л.А. просит отменить решение суда, поскольку выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дел, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Выслушав истцов Григоренко Л.А. и Скворцову Е.И., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Оставляя исковые требования истцов без удовлетворения суд, исходя из приведенных положений закона, пришел к правильному выводу о том, что истцы не имеют право на приватизацию указанного выше жилого помещения.
Из материалов гражданского дела видно и установлено судом первой инстанции, что ... г. между Григоренко Л.А. и 235 КЭЧ района СиБВО был заключен договор найма служебного жилого помещения N ...
В соответствии с п. 1. Договора наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во временное владение и пользование жилое помещение, находящееся в оперативном управлении 235 КЭЧ района, расположенное по адресу г. " ... " Жилое помещение было предоставлено Григоренко Л.А. в связи с работой в ГУ 235 КЭЧ района, договор заключен на период работы Григоренко Л.А. в 235 КЭЧ района (п.5 договора). Жилое помещение отнесено к служебному жилищному фонду на основании постановления Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ N ... г. (пункт 3 договора).
Согласно п. 4 Договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется дочь Григоренко Е.И.
Согласно постановления Администрации Октябрьского района N ... г. "О закреплении квартир как служебных жилых помещений 235 КЭ района" квартира по адресу г. " ... " закреплена как служебное жилое помещение.
Основанием для закрепления квартиры в качестве служебной послужило ходатайство начальника 235 КЭЧ района от ... г.
Григоренко Л.А. обращалась с заявлениями на приватизацию спорной квартиры, что в передаче жилого помещения в собственность было отказано.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 названного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Следовательно, в силу прямого указания в законе, с учетом особого статуса служебного жилого помещения, разрешение вопроса о передаче его в собственность граждан зависит от волеизъявления собственника служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с действующим жилищным законодательством служебные жилые помещения могут быть предоставлены как военнослужащим по месту военной службы в связи с прохождением ими военной службы, так и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящему в трудовых отношениях с воинскими частями, учреждениями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, не имеющим жилых помещений для проживания в соответствующем населенном пункте по месту военной службы, работы, по решению собственника этих жилых помещений (действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, в соответствии с которой, полномочия по признанию военнослужащих нуждающимися в получении служебных жилых помещений возложены на специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, которыми в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 являются региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Специализированные жилые помещения указанным выше категориям граждан предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям.
Положениями частей 1, 3 статьи 92, части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения отнесены к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N42.
Подпунктом "м" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Григоренко Л.А. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
Указанная квартира предоставлена во временное пользование на время трудовых отношений с 235 КЭЧ района, на основании договора найма служебного жилого помещения ... от ... г.
Договор найма служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.
Таким образом, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ихисеева М.В.
Судьи коллегии Мирзаева И.И.
Гимадеева О.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.