Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля 2016 года жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Асбест и Белоярском районе Хованова И.Б. на решение судьи Белоярского районного суда Свердловской области от 26 октября 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением должностного лица Управления Роспотребнадзора от 02 июля 2015 года ЗАО "Агропродукт" по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей за нарушение требований ч.2 ст.10, п.3 ч.1, п.1, 3 ч.2, п.3 ч.5, ст.14, п.2, 3 ч.1 ст.15 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Технического регламента Таможенного союза 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" и п.6.10, 7.1, 7.3, 10.1, 12.3 СП 3238-85 "Санитарные правила для предприятий мясной промышленности" при организации и осуществлении процесса изготовления мясной продукции на мясоперерабатывающем предприятии, находящемся по адресу: Свердловская область, р.п. Белоярский, ул. Ленина, д. 19, выразившееся в отсутствии разработанной и внедренной процедуры, основанной на принципах ХАССП, что создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление отменено решением судьи районного суда, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, Хованов И.Б. просит об отмене решения суда, поскольку допущены существенные нарушения процессуальных требований, так как неверно применены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального Закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Кроме того, указывает на неправильное исчисление судом срока давности привлечения к административной ответственности по данному нарушению.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника ЗАО "Агропродукт" - Пастуховой М.В., поддержавшей доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью второй ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение, в частности, изготовителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанных с требованиями к продукции процессам производства либо выпуска в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью граждан либо создавшее угрозу причинения такого вреда.
Отменяя постановление должностного лица, судья пришел к выводу о нарушении сроков и порядка привлечения ЗАО "Агропродкут" к административной ответственности, так как административное расследование по делу не проводилось, а протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, установленного ст. 28.5 КоАП РФ. Также суд установил, что проверка в отношении ЗАО "Агропродукт", являющегося субъектом малого предпринимательства, проведена с нарушениями порядка и сроков, предусмотренных Федеральным законом 26 декабря 2008 года N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля", что повлекло недействительность ее результатов, и прекратил производство по делу ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности, посчитав по данному нарушению двухмесячный срок привлечения к ответственности.
Между тем, с такими выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они не отвечают требованиям закона.
Так согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны, в частности, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений и привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении предусмотрен ст. 28.1 КоАП РФ, а сроки составления протокола об административном правонарушении ст. 28.5 КоАП РФ.
Судом не учтено, что днем обнаружения административного правонарушения является день окончания проверки 18 июня 2015 года, а нарушение срока, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ не является существенным, поскольку срок не является пресекательным, и его нарушение не влечет отмену вынесенного постановления должностного лица. При этом, суд, установив, что административное расследование по делу не проводилось, излишне провел анализ ст. 28.7 КоАП РФ.
Кроме того, сделав вывод о нарушении порядка и сроков проведения проверки, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля", судья не запросил и не исследовал в полном объеме документы, позволяющие отнести ЗАО "Агропродукт" к субъектам малого предпринимательства, в том числе, не проверил соответствие юридического лица критериям, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также не учел письмо Роспотребнадзора от 21 января 2010 года N 01/549-10-32 "Об изменениях Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)", определившем расчет времени (в часах) проведения выездных плановых проверок.
Таким образом, судьей не полно исследованы доказательства по делу, что является существенным нарушением требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет отмену решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Поскольку в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение санитарного законодательства предусмотрен годичный срок давности привлечения к административной ответственности, который к моменту рассмотрения жалобы не истек, дело подлежит направлению в суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Белоярского районного суда Свердловской области от 26 октября 2015 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Агропродукт" отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Судья Краснова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.