Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Васляева В.С. и Литовкина В.В.,
при секретаре Алексеевой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Погорельской Н.В. о признании незаконным отказа Администрации г. Элисты в выдаче разрешения на строительство и присвоении адреса по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Элисты Батаевой Б.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Литовкина В.В., объяснения представителя Администрации г. Элисты Мучкаевой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Басаева С.Б., судебная коллегия
установила:
Погорельская Н.В. обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером *** и незавершенного строительством жилого дома, расположенных по адресу: ***. Согласно кадастровому паспорту земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства. 26 июня 2015 г. Администрация г. Элисты отказала ей в присвоении адреса незавершенному строительством жилому дому и выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома со ссылкой на то, что в соответствие с Правилами землепользования и застройки г. Элисты и Генплана г. Элисты земельный участок находится в производственно-коммунальной зоне первого типа, а в данной территориальной зоне не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Данный отказ считает незаконным, поскольку все действия по предоставлению земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство были совершены в октябре 2010 г., то есть до утверждения Правил землепользования и застройки г. Элисты и Генплана г. Элисты. Просила признать отказ незаконным, обязать Администрацию г. Элисты присвоить адрес незавершенному строительством жилому дому с кадастровым номером *** и земельному участку с кадастровым номером ***, выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2015 г. административный иск Погорельской Н.В. удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Элисты Батаева Б.В. просит решение суда отменить. Указывает на то, что Генеральным планом г. Элисты, утвержденным решением Элистинского городского собрания от 01 июля 2014 г. N 1, Правилами землепользования и застройки г. Элисты, утвержденными решением Элистинского городского собрания от 27 декабря 2010 г. N 1, установлен градостроительный регламент каждой территориальной зоны. Земельный участок Погорельской Н.В. находится в производственно-коммунальной зоне первого типа, в которой не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Административному истцу необходимо было обратиться с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Элисты в части изменения территориальной зоны П-1 на зону Ж-1. Ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством судебные акты не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции. Признавая незаконным бездействие органа государственной власти или органа местного самоуправлении, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Удовлетворяя административный иск, суд, руководствуясь статьями 1, 7, 85 Земельного кодекса РФ, статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, пунктами 5, 6 Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", исходил из того, что действия по предоставлению земельного участка под индивидуальное жилищное строительство совершены до утверждения Правил землепользования и застройки г. Элисты и Генплана г. Элисты. Спорный земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с соблюдением требований действующего законодательства. Погорельская Н.В. в установленном законом порядке приобрела земельный участок с разрешенным видом использования "под индивидуальное жилищное строительство", соответственно Администрация г. Элисты незаконно отказала в присвоении адреса незавершенному строительством строению и земельному участку и выдаче разрешения на строительство.
С такими выводами суда следует согласиться.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Погорельская Н.В. является собственником земельного участка, площадью *** кв.м., категория земли: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером *** и незавершенного строительством жилого дома, площадью застройки *** кв.м., степень готовности 18 %, расположенных по адресу: ***
Постановлением Администрации г. Элисты N *** от 17 июня 2015 г. Погорельской Н.В. утвержден градостроительный план земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером *** площадью *** кв.м., расположенного по адресному ориентиру: ***, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
26 июня 2015 г. Погорельская Н.В. обратилась в Администрацию г. Элисты с заявлениями о присвоении адреса вышеуказанным незавершенному строительством жилому дому и земельному участку, а также о выдаче разрешения на строительство дома.
Администрация г. Элисты отказала Погорельской Н.В. в выдаче разрешения на строительство и присвоении адреса со ссылкой на то, что земельный участок находится в производственно-коммунальной зоне первого типа, в которой в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным Правилами землепользования и застройки г. Элисты от 27 декабря 2010 г. N 1 (далее - Правила землепользования и застройки г. Элисты), не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право на использование земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Вместе с тем, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков при изменении градостроительного регламента и, соответственно, разрешенного вида использования земельного участка, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с разрешенным видом использования "индивидуальное жилищное строительство" предоставлен предыдущему собственнику до изменения градостроительного регламента, утвержденного Правилами землепользования и застройки г. Элисты от 27 декабря 2010 года и которым не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства в данной территориальной зоне. Погорельская Н.В. в установленном законом порядке приобрела земельный участок с разрешенным видом использовании "индивидуальное жилищное строительство".
При этом данных о том, что использование спорного земельного участка с разрешенным видом использования "индивидуальное жилищное строительство" опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, административным ответчиком не представлено.
Поскольку изменение вида разрешенного использования в связи с принятием Правил землепользования и застройки не исключает возможность использования Погорельской Н.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома Администрацией г. Элисты не приведено и судом не установлено, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство жилого дома, противоречит части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности отказа в выдаче Погорельской Н.В. разрешения на строительство.
На основании статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, присвоение адресов объектам адресации.
Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов".
Согласно пунктов 5 и 6 названного Постановления объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства. Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов.
Как следует из содержания пункта 8 Постановления присвоение объекту адресации адреса осуществляется:
а) в отношении земельных участков в случаях:
подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;
б) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях:
выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения;
выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком здании, сооружении и объекте незавершенного строительства, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется).
Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции установил, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с соблюдением действующего законодательства, органом регистрации зарегистрированы права собственности Погорельской Н.В. на земельный участок и незавершенный строительством жилой дом.
Принимая решение с учетом установленных обстоятельств, незаконности отказа в выдаче разрешения на строительство, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеприведенными нормами права и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Погорельской Н.В. о признании незаконным отказа администрации в присвоении адреса принадлежащим ей объектам недвижимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что судебные акты судов общей юрисдикции не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, не может являться основанием для отмены решения суда по следующим основаниям.
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, признав заявление обоснованным, указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, законодатель наделил суд полномочиями в случае нарушения или создания препятствий к осуществлению прав и обязанностей граждан обязать соответствующий орган или должностное лицо совершить конкретные действия.
Исходя из указанных требований закона, а также избранного административным истцом способа защиты нарушенного права, судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность на Администрацию г. Элисты выдать Погорельской Н.В. разрешение на строительство и присвоить адрес незавершенному строительством жилому дому и земельному участку, о чём орган местного самоуправления должен принять соответствующее решение.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Элисты Батаевой Б.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи В.С. Васляев
В.В. Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.