Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Литвиновой М.В.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Дубрава" к прокуратуре Октябрьского района г. Саратова о признании незаконным представления заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова от 13 июля 2015 года, по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Дубрава" (далее - ТСЖ "Дубрава") на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 18 ноября 2015 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения председателя правления ТСЖ "Дубрава" - Трубникова А.М., представителя ТСЖ "Дубрава" - Зимина А.С., действовавшего на основании доверенности от 16 сентября 2015 года, поддержавших апелляционную жалобу, представителя прокуратуры Октябрьского района г. Саратова Новичкова Е.А., действующего на основании доверенности от 10 февраля 2016 года, возражавшего против удовлетворении апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
ТСЖ "Дубрава" обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым представлением от 13 июля 2015 года N 30-2015 на ТСЖ "Дубрава" возложена обязанность принять меры к устранению выявленных нарушений жилищного законодательства путем произведения перерасчета оплаты за капитальный ремонт собственникам помещений, привлечь к дисциплинарной ответственности заинтересованных лиц. Административный истец считал, что данным представлением нарушены права членов товарищества на свободу единогласного волеизъявления в части выбора способа капитального ремонта и смежных с ним вопросов, в противоречие в принятым собственниками помещений решением возложена обязанность производстве перерасчет оплаты за капитальный ремонт.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 18 ноября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления ТСЖ "Дубрава" отказано.
ТСЖ "Дубрава" не согласилось с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается, что решением членов товарищество определен перечень и сроки работ по капитальному ремонту в пределах, предусмотренных региональной программой капитального ремонта, положения ЖК РФ о необходимости принятия решения о перечне работ по капитальному ремонту и срокам его проведения утратили силу на момент вынесения оспариваемого предписания. Полагает, что обстоятельством, подлежащим выяснению по настоящему делу, является включение жилого дома ТСЖ "Дубрава" в список, по которому формирование средств на капитальный ремонт осуществляется региональным оператором, в соответствии с требованиями закона. Ссылается на отсутствие в оспариваемом представлении указания на способ перерасчета оплаты за капитальный ремонт.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Октябрьского района г. Саратова ссылается на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки не известили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признании оспариваемого представления незаконным. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В пункте 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Октябрьского района г. Саратова проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в отношении ТСЖ "Дубрава" на основании обращения ФИО7, являющейся собственником квартиры в доме "адрес". В данном обращении было указано о том, что с октября 2014 года от ТСЖ "Дубрава" поступают квитанции для оплаты взносов на капитальный ремонт. За октябрь-декабрь 2014 года и январь-февраль 2015 года денежные средства, указанные в данных квитанциях, выплачены заявителем полностью. Однако с ноября 2014 года в адрес ФИО7 также поступают квитанции от Фонда капитального ремонта об оплате взносов на капитальный ремонт.
В ходе проверки прокуратурой Октябрьского района г. Саратова установлено, что 30 июня 2014 года в адрес государственной жилищной инспекции Саратовской области поступило уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта с приложением протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме "адрес" от 26 мая 2014 года, справки об открытии специального счета от 27 июня 2014 года.
Частью 3 ст. 170 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент проведения ТСЖ "Дубрава" общего собрания собственников помещений многоквартирного дома - 26 мая 2014 года и уведомления ТСЖ "Дубрава" государственной жилищной инспекции Саратовской области о принятом решении - 30 июня 2014 года) было предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии с ч. 4 ст. 170 ЖК РФ (в той же редакции) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, в редакции, действующей на момент проведения ТСЖ "Дубрава" общего собрания).
В силу ч. 7 ст. 170 ЖК РФ (в вышеуказанной редакции) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Законом Саратовской области от 27 декабря 2013 г. N 240-ЗСО "О порядке утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области" в соответствии с ЖК РФ установлен порядок утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории области.
Законом Саратовской области от 05 августа 2014 г. N 88-ЗСО "О порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О порядке утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области определен порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области.
Настоящий Порядок не распространяется на многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, а также расположенные на земельных участках, в отношении которых приняты решения об их изъятии для государственных или муниципальных нужд.
Поскольку на общем собрании собственниками помещений ТСЖ "Дубрава" не было принято решение о перечне работ по капитальному ремонту общего имущества и сроках их проведения, в письме Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 июля 2014 года N 245-01-15 ТСЖ "Дубрава" отказано во включении в реестр уведомлений о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 31 октября 2014 года N 3461 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", опубликованного в установленном законом порядке, многоквартирный дом N 23А по ул. 2-ая Садовая в г. Саратове включен в список домов, по которым принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора.
По результатам проведенной проверки установлено, что оснований для внесения уведомления ТСЖ "Дубрава" в реестр, предусмотренный п. 9 Порядка ведения реестра уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, реестра специальных счетов, а также предоставления сведений о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на специальный счет и на счет регионального оператора, утвержденного приказом Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 мая 2014 года N 64 (далее - Порядок), не имелось, в связи с чем заместителем прокурора Октябрьского района г. Саратова в адрес председателя ТСЖ "Дубрава" внесено представление, в котором изложено требование принять действенные меры по устранению выявленных нарушений, осуществить перерасчет размера взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме (начисление на капитальный ремонт осуществляли и ТСЖ "Дубрава", и региональный оператор), привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Принимая во внимание изложенные положения закона, учитывая, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не было принято решение в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия такого решения), решением органа местного самоуправления данный многоквартирный дом включен в список домов, по которым принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое представление внесено в рамках предоставленных заместителю прокурора Октябрьского района г. Саратова полномочий и основано на положениях жилищного законодательства.
Таким образом, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
При этом ссылка автора жалобы на то, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26 мая 2014 года не оспорено не имеет правового значения по делу, поскольку такое решение не повлекло внесение уведомления ТСЖ "Дубрава" от 30 июня 2014 года в реестр, предусмотренный п. 9 Порядка.
Несостоятельная ссылка автора апелляционной жалобы на отсутствие в оспариваемом представлении указания на способ перерасчета оплаты за капитальный ремонт, поскольку определение такого способа не входит в компетенцию прокуратуры.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 18 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Дубрава" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.