Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Литвиновой М.В.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поплавского А.С. к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее - УФСИН России по Саратовской области) о признании незаконным бездействия в части непринятия решения о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья либо об отказе в постановке на учет в 3-хмесячный срок, понуждении к принятию решения, по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний на решение Кировского районного суда г. Саратова от 19 ноября 2015 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя ФСИН России Архиповой Н.В., действовавшей на основании доверенности от 29 июля 2013 года, выданной в порядке передоверия, основной доверенности от 26 марта 2013 года, поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Поплавского А.С. - Мещеряковой А.А., действовавшей на основании доверенности от 22 октября 2015 года, ордера адвоката от 11 февраля 2016 года N 9, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Поплавский А.С. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что с "дата" проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, на дату увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 16 лет 5 месяцев 15 дней. С 26 февраля 2000 года Поплавский А.С. стоит в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области. 10 мая 2014 года Поплавский А.С. обратился в территориальную комиссию УФСИН России по Саратовской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 10 июня 2014 года представленные Поплавским А.С. документы направлены фельдъегерской почтой по реестру N 109 в ФСИН России. Ссылался, что в нарушение п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила N 369), ФСИН России не принято решение по заявлению Поплавского А.С.
Определением суда от 19 ноября 2015 года принят отказ Поплавского А.С. от административных исковых требований к УФСИН России по Саратовской области о признании незаконным бездействия в части непринятия решения о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья либо об отказе в постановке на учет в 3-хмесячный срок, понуждении к принятию решения, производство по настоящему делу в данной части прекращено.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 19 ноября 2015 года административные исковые требования Поплавского А.С. к ФСИН России удовлетворены; суд признал незаконными бездействия ФСИН России в части непринятия решения о постановке Поплавского А.С. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья либо об отказе в постановке на учет в 3-хмесячный срок; суд обязал ФСИН России рассмотреть заявление Поплавского А.С. о постановке Поплавского А.С. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, сообщив о принятом решении административному истцу в течение 1 месяца с момента принятия решения.
ФСИН России не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается, что на момент рассмотрения Кировским районным судом г. Саратова настоящего дела комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждения и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения документы, представленные Поплавским А.С. рассмотрены не были. Увеличение срока рассмотрения документов, предусмотренного нормативными правовым актами, произошло по причине значительного объема поданных гражданами документов. Полагал, что комиссия имела право рассмотреть представленные Поплавским А.С. документы в порядке общей очередности, тем самым не нарушив процедуру рассмотрения ранее поданных документов иными лицами.
В возражениях на апелляционную жалобу Поплавский А.С. ссылается на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ФСИН России Архипова Н.В. поддержала апелляционную жалобу, просила решение суда отменить, поскольку нарушения прав Поплавского А.С. не имеется, решение будет принято в порядке очередности поступивших заявлений.
Представителя Поплавского А.С. - Мещерякова А.А. возражала по доводам жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки не известили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Удовлетворяя заявленные требования, районный суд исходил из того, что административным ответчиком не была исполнена в установленный срок обязанность, возложенная Правилами N 369, что повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (п. 5 Правил N 369).
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил N 369).
Согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам и семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнений наказаний от 29 августа 2013 года N 496 (действовавшему с 20 октября 2013 года до 13 декабря 2014 года), соответствующие комиссии формировались как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждения ФСИН России (п. 7).
Полномочиями по принятию решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него на момент возникновения спорных правоотношений обладала комиссия ФСИН России.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Поплавский А.С. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в период с "дата". Выслуга лет Поплавского А.С. на дату увольнения составила 16 лет 5 месяцев 15 дней в календарном исчислении.
С 26 февраля 2000 года Поплавский А.С. стоит в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-33 УФСИН России по Саратовской области с составом семьи из 2 человек.
10 мая 2014 года Поплавским А.С. подано заявление (рапорт) директору ФСИН России для принятия его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Документы, необходимые для рассмотрения вопроса о принятии Поплавского А.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты, были приняты 10 мая 2014 года.
Территориальной подкомиссией УФСИН России по Саратовской области проведена проверка предоставленных Поплавским А.С. документов перечню, определенному в Правилах N 369, порядку оформления документов.
Согласно протоколу заседания подкомиссии УФСИН России по Саратовской области от 21 мая 2014 года N 8, подкомиссией произведен предварительный расчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принято решение о принятии документов Поплавского А.С. для направления в комиссию ФСИН России для постановки на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
10 июня 2014 года документы Поплавского А.С. направлены в ФСИН России фельдъегерской почтой по реестру N 109.
25 августа 2015 года Поплавский А.С. почтовым отправлением направил в ФКУ ЦГЖБО ФСИН России запрос о предоставлении информации о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Письмо возвращено как невостребованное в связи с истечением срока хранения.
Согласно письму Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России, поступившего в УФСИН России по Саратовской области 12 ноября 2015 года, следует, что представленные Поплавским С.А. документы в нарушение положений п. 7 Правил N 369 не рассмотрены.
Данное обстоятельство факт не оспаривается ФСИН России и в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств выполнения ФСИН России требований п. 7 Правил N 369 ни в суд первой, ни апелляционной инстанций не представлено, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о наличии со стороны ФСИН России незаконного бездействия, содержание которого не соответствует требованиям п. 7 Правил N 369, и обоснованностью возложения в соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ на ФСИН России обязанности устранить нарушение прав административного истца, препятствие к осуществлению его законных интересов, обязав ФСИН России рассмотреть заявление Поплавского А.С. о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья, сообщив о принятом решении в течение месяца с момента принятия решения по делу.
Довод апелляционной жалобы о соблюдении ФСИН России об увеличении срока рассмотрения заявления Поплавского А.С., в связи со значительным объемом поданных гражданами документов является несостоятельным, поскольку срок, предусмотренный указанными Правилами N 369, для принятия решения является пресекательным. Право Поплавского А.С. на рассмотрение его заявление и принятие соответствующего решения в установленный нормативно-правовым актом срок не поставлено в зависимость от особенностей организации работы ФСИН России с заявлениями указанной категории граждан.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, в связи с чем не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.