Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Нибараковой С. Г.,
судей Бланару Е. М., Панас Л. Ю.
при секретаре Шепуревой Т. С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 февраля 2016 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе С., представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области, на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 02 ноября 2015 года, которым постановлено:
"иск П. к государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать недействительным решение государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области" N от 19 августа 2015 в части отказа П. в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Признать за П. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27 июля 2015 года.
Обязать государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области" назначить П. страховую пенсию по старости с 27 июля 2015 года.
Взыскать с государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области" в пользу П. "данные изъяты" рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности установить пенсию.
В обоснование требований указал, что 27 июля 2015 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по достижению возраста "данные изъяты" лет. Однако решением ответчика от 19 августа 2015 года N в назначение пенсии ему было отказано по причине недостаточности имеющегося у него стажа работы с тяжёлыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение пенсии. При оценке его пенсионных прав ответчик включил в указанный стаж периоды его работы в качестве электромонтера в электрическом цехе Северодвинской ТЭЦ-1 районного энергетического управления "Архэнерго" с 01 сентября 1980 года по 05 мая 1981 года и с 18 июля 1983 года по 03 ноября 1986 года. Однако вслед за работой с тяжёлыми условиями труда он в период с 16 мая 1981 года по 17 мая 1983 года проходил службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР. Данный период ответчик не включил в стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Ссылаясь на ранее действующее законодательство, полагал, что исключение ответчиком из стажа периода службы в армии не основано на законе. В связи с этим просил признать недействительным решение ответчика об отказе в назначении ему страховое пенсии по старости от 19 августа 2015 года N, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложить на ответчика обязанность назначить ему страховую пенсию по старости с 27 июля 2015 года.
В судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель истца В. в судебном заседании требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика С. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласилась представитель ответчика С.
В поданной апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. При этом указывает, что периоды работы истца могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ последовательно с учётом пенсионного законодательства, действовавшего в тот момент, когда эта работа выполнялась. Суд, принимая решение о зачёте в стаж на соответствующих видах работ периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, руководствовался Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590. Однако суд не учёл, что нормы указанного Положения согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 могут применяться лишь вместе со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173. Профессия электромонтёра, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования электростанций, указанным Списком не предусмотрена.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца В. указывает на необоснованность доводов жалобы и законность постановленного судом решения.
В суд апелляционной инстанции истец П., представитель Управления, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, сведений об уважительных причинах неявки не представили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав В., представителя П., возражавшую против доводов апелляционной жалобы и полагавшую законным решение суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П., 07 июня 1961 года рождения, полагая, что имеет право на страховую пенсию по старости, так как достиг возраста "данные изъяты" лет, имеет не менее 6 лет 3 месяцев стажа работы с тяжёлыми условиями труда, более 25 лет страхового стажа и 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, 27 июля 2015 года обратился в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии.
Однако решением Управления от 19 августа 2015 года N 33/17 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа работы с тяжёлыми условиями труда.
При оценке пенсионных прав истца ответчик установилналичие у него страхового стажа продолжительностью 35 лет 04 месяца 21 день, стажа работы в районах Крайнего Севера - 33 года 03 месяца 03 дня, специального стажа работы с тяжёлыми условиями труда - 3 года 11 месяцев 20 дней в календарном исчислении, 5 лет 11 месяцев 14 дней в льготном исчислении. При этом в специальный стаж истца ответчик не включил период прохождения службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 16 мая 1981 года по 17 мая 1983 года (2 года 2 дня).
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд пришёл к выводу, что в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, действовавшим в период прохождения истцом военной службы, период службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит зачёту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а потому право истца на такую пенсию возникло у него с 27 июля 2015 года.
В своей апелляционной жалобе представитель Управления указывает, что суд первой инстанции допустил нарушение норм материального права, поскольку профессия электромонтера, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, предусмотрена Списком N 2 от 26.01.1991. Правовых оснований для применения норм и правил Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, со Списком N 2 от 26.01.1991 не имеется.
Эти доводы апелляционной жалобы представителя Управления на законность решения суда не влияют в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), действующего с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
На основании части 2 статьи 33 Закона N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26.01.1991);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года (далее - Список N 2 от 22.08.1956).
Позицией 2140000а-18455 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 от 26.01.1991 право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Разделом XIV "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей" Списка N 2 от 22.08.1956 право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено слесарям и электромонтерам дежурным, слесарям и электромонтерам по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
Согласно трудовой книжке истец с 01.09.1980 по 05.05.1981 работал электромонтером (дежурным) в электрическом цехе Северодвинской ТЭЦ-1,
с 16.05.1981 по 17.05.1983 проходил службу в рядах Советской Армии,
с 18.07.1983 по 02.11.1986 работал электромонтером (дежурным) в электрическом цехе Северодвинской ТЭЦ-1.
По ранее действовавшему законодательству, регулирующему вопросы пенсионного права, периоды работы истца электромонтером дежурным в электрическом цехе Северодвинской ТЭЦ-1, осуществлявшим ремонт электрооборудования в котельном цехе, в цехе топливоподачи, подлежал зачёту в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.
Поскольку периоды работы истца, дающие право на досрочную страховую пенсию по старости и учтённые пенсионным органом в специальный стаж по Списку N 2 от 26.01.1991, выполнялись до 01 января 1992 года, занимаемая истцом должность была предусмотрена Списком N 2 от 22.08.1956, то с учётом норм, содержащихся в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 665, при оценке пенсионных прав истца подлежал применению Список N 2 от 22.08.1956.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 665 при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее - Положение N 590).
Представитель Управления в своей апелляционной жалобе обоснованно ссылается на то, что в силу прямого указания законодателя Положение N 590 может быть применено только со Списком N 2 от 22.08.1956, о котором идёт речь в абзаце третьем подпункта "б" пункта 1 Постановления N 665.
Учитывая, что при определении стажа работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, применим Список N 2 от 22.08.1956, то в силу вышеуказанного Постановления N 665 при оценке пенсионных прав истца подлежат применению нормы Положения N 590, которое действовало в период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР.
Пунктом 109 Положения N 590 закреплено правило, согласно которому при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В подпункте "к" пункта 109 Положения N 590 указана служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Таким образом, в соответствии с Положением N 590 и с учётом того, что периоду прохождения истцом службы в составе Вооруженных Сил СССР предшествовала работа, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости, а также и по окончании службы следовала аналогичная работа, оспариваемый период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР с 16 мая 1981 года по 17 мая 1983 года подлежит зачёту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С учётом зачёта в специальный стаж истца периода службы в Вооруженных Силах СССР на день обращения в Управление истец имел необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости специальный стаж, наличие необходимого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера ответчиком не оспаривалось. При таких обстоятельствах суд пришёл к верному выводу о том, что право истца на страховую пенсию по старости возникло с 27 июля 2015 года, и правильно обязал ответчика назначить П. указанную пенсию с 27 июля 2015 года.
Учитывая, что по существу решение суда является правильным, судебная коллегия, в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для его отмены не находит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 02 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С., представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области, без удовлетворения.
Председательствующий С. Г. Нибаракова
Судьи Е. М. Бланару
Л. Ю. Панас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.