Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В. и Рудь Т.Н.
при секретаре Маликовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 08 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Архангельской области на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 ноября 2015 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Егорова А.Е. об оспаривании решения Призывной комиссии муниципального образования "Северодвинск" от 24 июня 2015 года о зачислении в запас в части признания гражданином, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований и обязании выдать военный билет, удовлетворить.
Признать незаконным, нарушающими права истца и не подлежащим использованию в документах воинского учёта решение Призывной комиссии муниципального образования "Северодвинск" от 24 июня 2015 года о зачислении Егорова А.Е. в запас в части признания не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Обязать Военный комиссариат Архангельской области в установленные законом сроки выдать Егорову А.Е. военный билет, как лицу, не призванному на военную службу по достижении возраста 27 лет и зачисленному в запас.
Взыскать с Военного комиссариата Архангельской области в пользу Егорова А.Е. расходы на оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Обязать Военный комиссариат Архангельской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении в суд и административному истцу".
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
установила:
Егоров А.Е. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии МО "Северодвинск" от 24 июня 2015 года о зачислении в запас как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование требований указал, что в период с 01 сентября 2005 года по июнь 2015 года имел отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в учебных заведениях. В период призывного возраста о призыве не извещался, розыску не подлежал, не скрывался, не подвергался привлечению к ответственности. Оспариваемое решение создает угрозу нарушения его прав на трудоустройство посредством ограничения права на поступление на государственную гражданскую и муниципальную службу и ее прохождение.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уточнил, просил признать не подлежащим использованию в документах воинского учета решение призывной комиссии МО "Северодвинск" от 24 июня 2015 года в части зачисления его в запас как гражданина, не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований; обязать военный комиссариат Архангельской области выдать ему военный билет как лицу, не призванному на военную службу по достижении возраста 27 лет и зачисленному в запас.
В судебное заседание истец, представители призывной комиссии МО "Северодвинск", призывной комиссии Архангельской области, Правительства Архангельской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Браверман К.О. исковые требования поддержал.
Представитель отдела военного комиссариата Архангельской области по г. Северодвинску, военного комиссариата по Архангельской области Дудин В.В. в судебном заседании с иском не согласился.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласен военный комиссариат Архангельской области.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду неправильного применения закона и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указано, что по закону истец имел право на отсрочку от военной службы для защиты квалификационной работы не более года после окончания аспирантуры, то есть до 25 октября 2014 года, но на призывную комиссию МО "Северодвинск" не пребыл и официальной отсрочки от призыва на военную службу на этот период времени ему предоставлено не было. В отдел военного комиссариата Архангельской области по г. Северодвинску истец после окончания аспирантуры (24 октября 2013 года) не представил, как того требует Положение о воинском учете, достоверных документальных сведений о месте своей работы и месте жительства. По этой причине у работников отдела военного комиссариата Архангельской области отсутствовала возможность вручения ему повестки на мероприятия призыва под личную роспись или через администрацию по месту работы (учебы), как того требует закон. Сведения о месте работы были впервые представлены истцом в отдел военного комиссариата Архангельской области по г. Северодвинску уже после достижения им 27 лет, в мае 2015 года. Примененная в судебном решении формулировка "не призванному на военную службу по достижения возраста 27 лет и зачисленному в запас" в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует. В ходе рассмотрения дела было достоверно установлено, что в период времени с 25 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года отсрочки от призыва на военную службу у истца не было. Суд не учел, что с 01 января 2014 года внесены изменения в законодательство, касающиеся признания граждан не прошедшими военную службу до достижения 27 лет, не имея на то законных оснований. Истцу 27 лет исполнилось в марте 2015 года. Суд взыскал с военного комиссариата Архангельской области в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины, что не основано на законе, так как истец оспаривал решение призывной комиссии МО "Северодвинск". Вывод суда о том, что Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" на военный комиссариат Архангельской области возлагается обязанность по организации призыва, не соответствует законодательству РФ. Военные комиссариаты осуществляют помощь и содействие в создании условий для работы призывных комиссий, в предоставлении помещений, инвентаря, в том числе медицинского инструментария, подготовке и предоставлении призывной комиссии соответствующей документации, личных дел призывников и т.д. Военные комиссариаты не могут нести ответственности (в том числе и материальной) за законность принятия решений, отнесенных законом к исключительной компетенции призывных комиссий.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Архангельской области указало, что взыскание госпошлины по делу об оспаривании решения призывной комиссии МО "Северодвинск" должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, отзыва, выслушав пояснения представителя военного комиссариата по Архангельской области Дудина В.В., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно п. 1 ст. 1 данного Федерального закона воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п.п. "а" п. 1 ст. 22 данного Федерального закона).
В силу п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 01 января 2014 года, статья 28 дополнена пунктом 1.1, согласно которому при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, согласно п. 34 которого при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа указанных норм права следует, что решение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может быть принято только в отношении гражданина, который по состоянию на 01 января 2014 года состоял (или обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
На основании п. 36 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации в соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета.
Судом установлено, что Егоров А.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на воинском учете с ДД.ММ.ГГГГ, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями ( "данные изъяты").
Решением призывной комиссии от 25 апреля 2006 года истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с обучением по очной форме обучения в "данные изъяты" (ранее - "данные изъяты") до 01 июля 2010 года.
Решением призывной комиссии от 03 ноября 2010 года Егорову А.Е. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по п.п. "б" п. 2 ст. 24 указанного Федерального закона в связи с обучением в очной аспирантуре в "данные изъяты" по программе подготовки научных кадров до 25 октября 2013 года.
24 октября 2013 года Егоров А.Е. завершил обучение в аспирантуре, сдал кандидатские экзамены, работает над научной диссертацией, которую до настоящего времени не защитил.
В личном деле призывника имеется выданная "данные изъяты" справка от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что окончание обучения Егорова А.Е. в аспирантуре (окончание обучения по программам послевузовского образования и защиты квалификационной работы) - ноябрь 2014 года.
В соответствии с п.п. "б" п. 2 ст. 24 данного Федерального закона истец имел отсрочку от призыва на военную службу на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе, то есть до 24 октября 2014 года.
ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.Е. достиг возраста 27 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отдел военного комиссариата Архангельской области по г. Северодвинску с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением возраста 27 лет.
Согласно протоколу N от 24 июня 2015 года призывной комиссией МО "Северодвинск" в отношении Егорова А.Е. принято решение о зачислении в запас как гражданина, не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований (абз. 7 п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильным выводам о том, что оспариваемое решение в части признания Егорова А.Е. гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, является незаконным и не подлежит использованию в документах воинского учета Егорова А.Е., поскольку по состоянию на 01 января 2014 года он не подлежал призыву на военную службу в связи с наличием права на отсрочку от призыва на военную службу. Указанные обстоятельства являются также основанием для возложения на военный комиссариат Архангельской области обязанности выдать Егорову А.Е. военный билет как лицу, не призванному на военную службу по достижении возраста 27 лет и зачисленному в запас.
Ответчиками в нарушение требований ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлены суду доказательства уклонения истца от призыва на военную службу в период с 25 октября 2014 года до достижения возраста 27 лет.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд незаконно взыскал с военного комиссариата Архангельской области в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины, поскольку истец обратился в суд об оспаривании решения призывной комиссии МО "Северодвинск", является несостоятельным в силу следующего.
На основании ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно п. 1 ст. 28 данного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пунктом 7 ст. 1 названного Федерального закона предусмотрено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата (далее - отдел (муниципальный), при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, предусмотрено, что компенсация указанных расходов осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Призыв на военную службу в Архангельской области осуществляет военный комиссариат Архангельской области через свои отделы в муниципальных районах и городских территориях, который на эти цели получает средства федерального бюджета.
Призывная комиссия является публичным формированием, созданным на определенный срок для осуществления государственных полномочий по призыву на военную службу, и не имеет статуса юридического лица.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при оспаривании решения призывной комиссии к участию в деле может быть привлечен и военный комиссариат, который является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, входит в состав военного округа (п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609) и организует призыв на военную службу (ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В силу п. 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм следует, что финансирование мероприятий по организации и проведению призыва на военную службу производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации. Территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, получающим данные средства из федерального бюджета, является военный комиссариат субъекта Российской Федерации, имеющий статус юридического лица и лицевой счет в территориальном органе федерального казначейства.
Поскольку Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" именно на военный комиссариат возлагается обязанность по осуществлению организации работы призывных комиссий и решения всех финансовых вопросов их деятельности, вывод суда о возложении обязанности по возмещению судебных расходов на военный комиссариат Архангельской области является правильным.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, ошибочному толкованию норм материального права и не являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Судьи Н.В.Лобанова
Т.Н.Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.