Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление О. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
О. обратилась в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равном "данные изъяты" руб., по состоянию на 24 марта 2014 г. на период с 1 января 2015 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В обоснование заявления указала, что является собственником этого имущества. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяется величина кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 24 марта 2014 г. составляет "данные изъяты" руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права как плательщика земельного налога, ссылаясь на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного искового заявления, в судебное заседание не явились. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования " У." земельный налог введен решением Совета депутатов муниципального образования " У." от 14.11.2014 N "О земельном налоге".
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.11.2014 N 465-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области" утверждены определенные по состоянию на 1 января 2014 г. результаты определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области.
Вместе с тем, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из представленных материалов, О. является собственником земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с разрешенным видом использования - для размещения производственной базы, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28 мая 2014 г.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 24 марта 2014 г., т.е. после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земель указанной категории на территории Архангельской области в ходе проведения последней кадастровой оценки.
Сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. внесены в государственный кадастр недвижимости 18 февраля 2015 г. на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков N, составленного филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в порядке, установленном пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Вместе с тем, согласно отчету N (л.д. 158-252, том 1), составленному ООО " "данные изъяты"" 10 марта 2015 г. (с исправлениями, внесенными 11 января 2016 г.), по состоянию на 24 марта 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет "данные изъяты" руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом некоммерческого партнерства " "данные изъяты"", его ответственность застрахована в установленном порядке.
Соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, а также обоснованность выводов оценщика о величине рыночной стоимости объекта оценки, определенной в отчете, подтверждено экспертным заключением N (л.д. 1-10, том 2), составленным экспертом некоммерческого партнерства " "данные изъяты"" Г.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Допущенные описки в тексте отчета об оценке устранены, что учтено и при подготовке экспертного заключения. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанных отчета и экспертного заключения недостоверными доказательствами.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является административный истец, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от кадастровой стоимости, чем затрагиваются права О. как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
При определении даты, начиная с которой установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд исходит из положений части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка направлено О. в суд 29 декабря 2015 г.
Вместе с тем, поскольку сведения о величине оспариваемой в данном деле кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 18 февраля 2015 г. на основании акта N, составленного филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в эту же дату, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не ранее данной даты.
Исходя из того, что заявленное О. требование сводится к реализации в судебном порядке ее права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, которое не оспаривается административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, руководствуясь разъяснениями, данными в третьем абзаце пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд полагает возможным отнести понесенные в связи с рассмотрением данного дела судебные расходы на административного истца.
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление О. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равном "данные изъяты" рублей по состоянию на 24 марта 2014 г.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 18 февраля 2015 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи О. административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 29 декабря 2015 г.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.