Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И. и Сабаевой И.Н..,
при секретаре Настепанине В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению ЦЕА к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов нахождения в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 30 ноября 2015 года (с учетом определения суда от 30 декабря 2015 года), которым удовлетворены исковые требования ЦЕА, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с " ... ", в учебных отпусках с " ... " в льготном исчислении как один год за один год и три месяца.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области обязано назначить ЦЕА досрочную пенсию с " ... ".2015.
С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу ЦЕА взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере " ... " рублей.
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности ПИВ, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца ЦЕА, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
ЦЕА обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о включении периодов учебы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что в октябре 2015 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При обращении к ответчику за назначением досрочной пенсии ей было отказано, поскольку в специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " и периоды нахождения в учебных отпусках " ... ".
В судебном заседании уточнив исковые требования, истица просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации " ... " и периоды нахождения в учебных отпусках " ... " и назначить ей пенсию со дня возникновения права на нее.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в суде иск не признала, ссылаясь на правомерность отказа пенсионного органа в назначении истцу досрочной пенсии по старости.
Рассмотрев возникший спор, районный суд постановилуказанное выше решение.
ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что судом нарушены нормы материального права и необоснованно засчитаны в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды нахождения в учебных отпусках, в то время как, данные периоды согласно действующему законодательству не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Кроме того, поскольку отказ Пенсионного фонда в досрочном назначении ЦЕВ пенсии по старости в виду осуществления и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не признан судом незаконным, нет оснований и для назначения истцу пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - ФЗ "О страховых пенсиях"), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.3, 4 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и Правила от 29.10.2002 N781, вступившие в силу 12.11.2002.
Согласно п.п. "н" п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно, которым предусмотрены больницы на железнодорожном транспорте и должность заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, которым предусмотрено, что право на досрочную пенсию имеет средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 (далее по тексту Правил), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из материалов дела усматривается, что согласно трудовой книжке истица " ... " принята на должность врача акушера-гинеколога в Знаменскую В.А. (л.д. 10).
" ... " года ЦЕА принята по совместительству врачом невропатологом в Знаменскую врачебную амбулаторию (л.д.11).
" ... " переведена на должность врача невропатолога Знаменской В.А. (л.д. 10).
" ... " переведена на должность врача-терапевта участкового в Знаменскую врачебную амбулаторию в связи с прохождением переподготовки. С этого же дня истице разрешено совместительство 0,5 ставки врача невролога (л.д. 11).
В настоящее время ЦЕА работает в должности " ... " Знаменской врачебной амбулатории (л.д. 12).
Судом первой инстанции установлено, что истица с " ... " направлялась на курсы повышения квалификации и находилась в учебных отпусках с " ... ".
Факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках в спорные периоды подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: приказом N " ... " от " ... ".2015 (л.д. 13-14); свидетельством о повышении квалификации ЦЕА N " ... " от " ... " года (л.д.15); приказами о предоставлении отпуска работнику: N " ... " от " ... " (л.д. 16); N " ... " от " ... " (л.д. 17); свидетельством о повышении квалификации N " ... " (л.д. 18); выписками из приказов (л.д. 25, 26, 29. 30, 31); личной карточкой ЦЕА (л.д. 33-34).
Учитывая, что на период прохождения курсов повышения квалификации и нахождения в учебных отпусках за истицей сохранялись рабочее место и средний месячный заработок, с заработной платы истца работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, суд обоснованно пришел к выводу о включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно удовлетворил требования истца, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, не может повлечь отмену судебного решения.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности назначить и производить истцу выплату пенсии с " ... " 2015 года, отклоняется судебной коллегией, как основанный на ошибочном толковании статьи 22 ФЗ "О страховых пенсиях", которой предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.