Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Султанова Р.А.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Васякина А.Н.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 12 октября 2015 года по делу по иску прокурора Октябрьского района города Орска Оренбургской области, действующего в интересах С., к администрации города Орска Оренбургской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта,
установила:
Прокурор Октябрьского района города Орска Оренбургской области, действуя в интересах С., обратился в суд с вышеназванным иском к администрации города Орска Оренбургской области, указав, что С., (дата) года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её отец и мать лишены родительских прав на основании решения суда. С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Просил суд обязать администрацию города Орска Оренбургской области предоставить С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района города Орска Оренбургской области Батурина Е.В., истец С. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации города Орска Оренбургской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве возражал против исковых требований.
Представители третьих лиц Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации г. Орска, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание также не явились. Представитель Правительства Оренбургской области в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 12 октября 2015 года требования прокурора Октябрьского района города Орска Оренбургской области удовлетворены. Суд обязал администрацию г.Орска предоставить С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С указанным решением не согласился ответчик администрация города Орска Оренбургской области, в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение.
В заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
С учетом изложенного и в силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Султанова Р.А., пояснения прокурора Трофимова А.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 3 ч.1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
В силу п.3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ (в редакции закона от 18.03.2013 года) "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ).
В силу положений абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года N1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что С. (до заключения брака - М.) ***, (дата) года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До достижения совершеннолетия ее родители ФИО8 и ФИО9 решением районного суда *** от (дата) лишены родительских прав.
Согласно справке районного отдела образования администрации МО (адрес) от (дата) С. (до заключения брака - М.) *** находилась в Кваркенском детском доме с (дата) по (дата).
(дата) между ФИО10 и М. заключен брак, истцу присвоена фамилия " С.".
Распоряжением администрации МО *** N от (дата) С. поставлена на регистрационный учет и внеочередное получение жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Согласно справке N от (дата), постановления администрации (адрес) N от (дата), приказа Управления образования администрации г. Орска N от (дата), С. ранее состояла в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма специализированного жилого помещения в (адрес). Снята с учета в связи с выездом на постоянное место жительства в (адрес). Закрепленного жилья или жилья в собственности в (адрес) и (адрес) не имеет, в связи с чем, С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Таким образом, С. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет с включением в список по внеочередному предоставлению жилья, что сторонами также не оспаривается.
Как следует из материалов дела, С. в (дата) году окончила ГАОУ СПО " ***", зарегистрирована и фактически проживает вместе с семьей в (адрес). Выпиской из ЕГРП от (дата) N подтверждается, что указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО12
Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время за С. объекты недвижимого имущества на праве собственности или ином праве не зарегистрированы, что подтверждается сведениями Управления Росреестра *** и справкой ГУП ***.
На сегодняшний день С. состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Право С. на обеспечение специализированным жилым помещением ответчиком и третьими лицами не оспаривалось и подтверждается включением её в список рассматриваемой категории лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, жилым помещением не обеспечена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и правомерно возложил на администрацию города Орска Оренбургской области обязанность предоставить С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список; что законодательством РФ не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории лиц, а также, что при предоставлении жилого помещения С. в настоящее время нарушатся интересы граждан данной категории, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования. Соответственно, после завершения С. обучения в образовательном учреждении у органа местного самоуправления в силу закона возникает обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением. При этом закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, на что также ссылается ответчик в своей жалобе.
Другие доводы апелляционной жалобы также не опровергают правильность выводов суда, сводятся к иному толкованию закона и не являются основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 12 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.