Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Никитиной А.И.,
судей Анненковой К.К., Султанова Р.А.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 16 октября 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах С.В. к администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
установила:
прокурор Новоорского района Оренбургской области, действуя в интересах С.В., обратился в суд с иском к администрации МО Новоорский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, указав, что С.В., родившийся (дата), является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в администрации МО Новоорский район в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" на ответчике - администрации МО Новоорский район лежит обязанность предоставить С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Прокурор просил суд обязать администрацию МО Новоорский район предоставить С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Новоорского района Тучкова К.С., истец С.В. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации МО Новоорский район и представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 16 октября 2015 года исковые требования прокурора Новоорского района в интересах С.В. удовлетворены. Суд обязал администрацию МО Новоорский район Оренбургской области обеспечить С.В., родившегося (дата), благоустроенным, применительно к данному населенному пункту жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация МО Новоорский район просит решение суда отменить, ссылаясь на зависимость органа местного самоуправления от размера выделенных субвенций из бюджета области для реализации прав истца на обеспечение жилым помещением.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Никитиной А.И., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии со ст.327.1 ГПК Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории ***
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом мать и отец С.В., родившегося (дата), - В.А. и С.А. умерли (дата), что подтверждается свидетельствами о смерти.
Постановлением администрации МО Новоорский район Оренбургской области N от (дата) С.В. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела жилое помещение С.В. не предоставлено.
С.В. в 2015 году окончил обучение в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиал ФГБОУ ВПО "ОГУ").
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" сведения о правах С.В. на недвижимое имущество отсутствуют.
Установив, что С.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, является нуждающимся в жилом помещении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований и правомерно возложил на администрацию МО Новоорский район обязанность предоставить С.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства на обеспечение С.В. жилым помещением из областного бюджета не выделены, администрация МО Новоорский район не является надлежащим ответчиком по делу, так как обязанность по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления только в случае выделения субвенций, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку обязанность органа местного самоуправления по обеспечению жильем и предоставление указанной категории граждан жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия финансовых средств, так как в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования.
При таких обстоятельствах, после достижения С.В. восемнадцатилетнего возраста у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением, которая на момент обращения в суд с иском ответчиком не исполнена, в связи с чем выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований к ответчику администрации МО Новоорский район являются законными и обоснованными.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 16 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Новоорский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.