Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.И.Малкова,
судей К.К.Анненковой и А.И.Никитиной,
при секретаре О.О.Гатченко, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Куликовой А.А., Воропанова А.Е. и Богдановой Т.В. на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2015 года по гражданскому делу по иску Куликовой А.А., Воропанова А.Е. и Богдановой Т.В. к Муниципальному образованию Чкаловский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области об оспаривании выдела земельных участков из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, объяснения представителей истцов А.С.Тимофеева и А.А.Сердюк, поддержавших жалобу, представителей ответчика Л.В.Хромовой и С.Ю.Осиповой, просивших в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы А.А.Куликова, А.Е.Воропанова и Т.В.Богданова обратились в суд с иском к Муниципальному образованию Чкаловский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области (далее также - МО Чкаловский сельсовет) об оспаривании выдела земельных участков, указав, что они являются собственниками земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , с местоположением: (адрес), - категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Данный земельный участок был незаконно разделен ответчиком с выделом из него двух отдельных земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... Выделенные земельные участки (дата) были поставлены на кадастровый учет на основании проекта межевания от (дата), утвержденного Главой МО Чкаловский сельсовет *. Считают произведенный выдел незаконным, поскольку принадлежащим им земельным участком ответчик распорядился без их согласия. При этом проект межевания от (дата) был составлен с нарушением требований статей 12.1 и 13.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно: проект межевания утвержден главой МО Чкаловский сельсовет, а не решением общего собрания участников долевой собственности, как того требует закон; меры к созыву и проведению общего собрания не предпринимались; отсутствует также и решение суда о признании невостребованных земельных долей муниципальной собственностью. В результате незаконного выдела ответчиком невостребованных долей нарушены их права на выдел из общего земельного участка принадлежащих им долей, а также их права по владению и пользованию общим земельным участком в том виде, в котором этот участок существовал до незаконного выдела. На основании изложенного просили: признать незаконными планы межевания и процедуру выдела из земельного участка с кадастровым номером ... с местоположением: (адрес), - категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... ; обязать ответчика в десятидневный срок со дня принятия решения по настоящему дела обратиться с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... , выделенных из земельного участка с кадастровым номером ... , с местоположением (адрес), - категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, и поставленных на государственный кадастровый учет с нарушением процедуры выдела; обязать Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... , незаконно выделенные из земельного участка с кадастровым номером ... ; восстановить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером ... , существовавшие до незаконного выдела из него земельных участков с кадастровыми номерами ... и ...
В судебном заседании представитель истцов А.С.Тимофеев заявленные исковые требования поддержал.
Представители ответчика - ... С.А.Фоменко и по доверенности Л.В.Хромова в удовлетворении иска просили отказать, пояснив, что права истцов произведенным выделом не нарушены, у истцов имеется возможность произвести выдел своих долей в установленном законом порядке.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на те же доводы, что и в обоснование заявленного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истцы являются участниками общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., расположенный по адресу: (адрес), - относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
За А.Е.Воропановым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании распоряжения ** от (дата) N ... зарегистрировано право собственности на долю в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, соответствующую ... га, с качественной оценкой ... баллогектара, запись регистрации ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ... N ... от (дата).
За А.А.Куликовой на основании свидетельства о праве на наследство по закону серии ... N ... , выданного нотариусом *** (дата), реестровый номер ... , зарегистрировано право собственности на долю в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, соответствующую ... га, с качественной оценкой ... баллогектара, запись регистрации ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ... N ... от (дата).
За Т.В.Богдановой на основании свидетельства на право собственности на землю от (дата) серии ... N ... , зарегистрировано право собственности на долю в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, соответствующую ... га, с качественной оценкой ... баллогектара, запись регистрации ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ... N ... от (дата).
В соответствии с положениями статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте (пункт 1).
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (пункт 2).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей) (пункт 3).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (пункт 4).
Как установлено по делу, в соответствии с приведенными положениями закона постановлением администрации МО Чкаловский сельсовет от (дата) N ... "О формировании списка владельцев невостребованных земельных долей, расположенных на территории МО Чкаловский сельсовет" был сформирован список владельцев невостребованных земельных долей, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными ( ... владельца) (том 7: л.д. 18).
(дата) указанный список был опубликован в общественно-политическом издании Оренбургского района - газете " ... ", в N ... (том 2: л.д. 116).
Постановлением администрации МО Чкаловский сельсовет от (дата) N ... "Об утверждении списка владельцев невостребованных земельных долей, расположенных на территории МО Чкаловский сельсовет" был утвержден Список владельцев невостребованных земельных долей ( ... владельца) (том 7: л.д. 21).
В последующем между Администрацией МО Чкаловский сельсовет и кадастровым инженером **** - ***** был заключен договор о подготовке проекта межевания вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером ... с целью выдела из него земельных участков, соответствующих невостребованным земельным долям.
(дата) в газете " ... ", в N ... , было опубликовано извещение о возможности ознакомления в течение ... дней со дня опубликования извещения с проектом межевания земельного участка с кадастровым номером ... , подготовленным кадастровым инженером **** - *****, по адресу: (адрес) (том 1: л.д. 70 - 71).
(дата) проект межевания земельного участка с кадастровым номером ... был утвержден Главой МО Чкаловский сельсовет * (том 1: л.д. 16 - 72).
При этом в заключении кадастрового инженера, прилагаемого к проекту межевания земельного участка, указано, что возражений от заинтересованных лиц относительно размера и местоположения границ выделяемых в счет земельных долей земельных участков не поступило.
(дата) кадастровым инженером был подготовлен межевой план.
(дата) филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Оренбургской области на основании заявления Администрации МО Чкаловский сельсовет о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, извещения о возможности ознакомления с проектом межевания земельного участка, опубликованного в газете " ... ", в N ... от (дата), проекта межевания земельного участка и межевого плана от (дата), подготовленными кадастровым инженером *****, в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о вновь образованных земельных участках с кадастровыми номерами ... и ...
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводам, что порядок выдела долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения в данном случае нарушен не был, притом, что каких-либо возражений относительно проекта межевания земельного участка после опубликования извещения от истцов в установленный законом срок не поступило.
При этом суд признал необоснованными доводы представителя истцов о том, что выдел земельного участка в счет земельных долей осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности, указав, что действующим законодательством предусмотрены два альтернативных способа образования земельного участка путем выдела в счет земельной доли или земельных долей - это на основании решения общего собрания участников долевой собственности либо путем заключения собственником договора с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка.
Однако с приведенными в решении суда выводами согласиться нельзя.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
При этом лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (пункт 6).
Данное требование закона ответчиком исполнено не было - список невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности не направлялся.
При этом вывод суда о том, что законом предусмотрены два альтернативных способа образования земельного участка путем выдела в счет земельных долей, основан на неправильном толковании закона.
Действительно, в соответствии с пунктом 7 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Вместе с тем, из системного толкования приведенных положений закона следует, что орган местного самоуправления поселения вправе утвердить список невостребованных земельных долей самостоятельно лишь в том случае, когда общим собранием участников долевой собственности не было принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка. При этом приведенные законоположения не освобождают орган местного самоуправления от исполнения требования закона в части предоставления списка невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.
В силу приведенных норм закона органом местного самоуправления может быть произведен выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривалось представителями ответчика, Администрация МО Чкаловский сельсовет с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в суд не обращалась, право собственности на невостребованные земельные доли за муниципальным образованием в судебном порядке не признавалось.
Таким образом, по делу установлено, что имели место нарушения установленных законом порядка утверждения списка невостребованных земельных долей и порядка выдела невостребованных земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленного иска у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и неправильным применением норм материального права с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 23 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым иск Куликовой А.А., Воропанова А.Е. и Богдановой Т.В. к Муниципальному образованию Чкаловский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области об оспаривании выдела земельных участков из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, удовлетворить.
Признать незаконными проект межевания земельного участка с кадастровым номером ... , с местоположением: (адрес), - категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, выдел и постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... , с местоположением по адресу: (адрес).
Снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... , выделенные из земельного участка с кадастровым номером ... , с местоположением по адресу: (адрес).
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.