Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей Чердынцевой В.Г., Никитиной А.И.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы министерства здравоохранения Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 сентября 2015 года по делу по иску прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах Мякеновой Н.К. к министерству здравоохранения Оренбургской области, администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг,
установила:
прокурор Оренбургского района, действуя в интересах Мякеновой Н.К., обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Мякенова Н.К. с 00 года является работником здравоохранения, работает в ГБУЗ " ------- РБ", проживает в сельской местности и пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Согласно справке, предоставленной ГБУЗ "ЦРБ ------- района", за период с (дата) по (дата) ежемесячная компенсация льгот за коммунальные услуги Мякеновой Н.К. составила 00 руб. в месяц. Выплачена компенсация за период с (дата) по (дата) в сумме 00 руб., в период с (дата) по (дата) - 00 руб.
Согласно ответу ГКУ Центр социальной поддержки населения ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг Мякеновой Н. К. и членам ее семьи не назначалась и не выплачивалась.
Просил взыскать в пользу Мякеновой Н.К. компенсацию расходов по оплате жилья с отоплением и освещением с администрации МО Оренбургский район за период с (дата) по (дата) - 00 руб., с министерства здравоохранения Оренбургской области за период с (дата) по (дата) - 00 руб..
Решением суда от 16 сентября 2015 года удовлетворены исковые требования прокурора, действующего в интересах Мякеновой Н.К.
В апелляционных жалобах ответчики, не согласившись с решением суда, просят его отменить, в том числе администрация Оренбургского района в части взыскания судебных расходов.
В суд апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В., истца Мякеновой Н.К., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по существу разрешенного судом спора.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьей 55 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
До 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением на основании ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с частями 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как следует из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2008 N 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
В силу Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" право на получение компенсации имеют квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мякенова Н.К. работает с 00 года в медицинском учреждении здравоохранения " ------- районная больница", в государственном бюджетном учреждении здравоохранения " ------- центральная районная больница" в должности *** по настоящее время. Проживает совместно с супругом, двумя детьми и внуком по адресу: (адрес).
Согласно справке работодателя истцу произведена компенсация льгот за коммунальные услуги за период с (дата) по (дата) в размере 00 руб.
Мякеновой Н.К. за период с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) выплачено 00 руб., 00 руб. соответственно за потребление электроэнергии и отопление с исключением периодов, не предусмотренных для отопления жилого помещения.
Расчет отыскиваемой истцом суммы, с которым согласился суд, ответчиками не оспаривался.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, действующего в интересах Мякеновой Н.К., суд с учетом установленных обстоятельств по делу и представленных доказательств пришел к правильному выводу, принимая во внимание требования Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, о наличии правовых и фактических оснований для возмещения истцу расходов по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), установив, что истец в соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005 года) пользовалась правом на бесплатное предоставление жилой площади с освещением и отоплением по декабрь 2004 года включительно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не имеет.
С 01 июля 2013 года учреждение здравоохранения, где работает истец, передано из муниципальной собственности в государственную собственность Оренбургской области и переименовано в ГБУЗ " ------- центральная районная больница", а функции полномочия учредителя возложены на министерство здравоохранения Оренбургской области.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности компенсировать Мякеновой Н.К., проживающей и работающей в сельской местности, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, как медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения за период с (дата) по (дата) на администрацию МО Оренбургский район, а за период с (дата) по (дата) на обеспечивающее проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан - министерство здравоохранения Оренбургской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждения здравоохранения, в котором работает истец.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Минздрава Оренбургской области о том, что возмещение расходов по оплате коммунальных услуг должно осуществляться за счет казны субъекта РФ - Оренбургской области, судебная коллегия считает несостоятельными.
Доводы жалобы Минздрава Оренбургской области о том, что льготы в той форме, в какой они были предусмотрены до 01 января 2005 года, утратили силу и субъектом РФ в настоящее время определен круг лиц и размер льгот, получателем которых является истец, не влияют на законность оспариваемого решения, поскольку действующее правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для дела факт проживания и работы истца в сельской местности, в учреждении здравоохранения, пользование льготами на бесплатное предоставление жилья с отоплением и освещением до (дата), вопреки доводам апеллянта судом установлены.
Факт пользования истцом указанными мерами социальной поддержки до 01 января 2005 года, не опровергнут в суде первой инстанции ответчиком, подтвержден справкой работодателя, которую судебная коллегия считает возможным принять в качестве нового доказательства, которое суд необоснованно не предложил представить сторонам при рассмотрении дела.
Проверяя правильность выводов суда в части распределения судебных расходов, судебная коллегия с учетом доводов апелляционных жалоб, считает необходимым отменить решение суда в части взыскания государственной пошлины в доход государства с министерства здравоохранения Оренбургской области в размере 00 руб., администрации Оренбургского района в размере 00 руб.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно Положению о министерстве здравоохранения Оренбургской области, утвержденному Указом Губернатора Оренбургской области 09 сентября 2010 года N184-ук, министерство здравоохранения Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающим проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также исполняющим отдельные полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из норм ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация МО Оренбургский район (местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) относится к органам местного самоуправления.
Таким образом, министерство здравоохранения Оренбургской области, как исполнительный орган государственной власти, администрация МО Оренбургский район - орган местного самоуправления, не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
Приведенные в апелляционной жалобе Минздрава Оренбургской области доводы не опровергают выводы суда о наличии у Мякеновой Н.К. права на компенсацию ответчиком расходов по уплате коммунальных платежей.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 16 сентября 2015 года отменить в части взыскания в доход государства государственной пошлины с министерства здравоохранения Оренбургской области в размере 00 руб., администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области в размере 00 руб.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.