Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Федотовой Л.Б.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев 13 октября 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Оренбургской области о запрете деятельности незарегистрированного в установленном законом порядке религиозного объединения "Ата Жолы" на территории Оренбургской области,
установил:
прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, указав, что прокуратурой Оренбургской области проведена проверка по факту деятельности на территории Оренбургской области религиозного объединения в форме религиозной группы "Ата Жолы".
В результате проведенной проверки установлено, что Кичеганова Ж.Т., являясь последовательницей оккультно-мистической организации псевдорелигиозного толка "Ата Жолы", деятельность которой ликвидирована и запрещена решением от 05 февраля 2009 года специализированного межрайонного экономического суда г.Алма - Аты Республики Казахстан, с 2005 года организовала на территории Оренбургской области деятельность незарегистрированного религиозного объединения.
Основав первичную ячейку под названием "Центральная Орда", расположенную и функционирующую по адресу: г (адрес), Кичеганова Ж.Т. создала религиозное объединение "Ата Жолы" в форме организации со строгой иерархической внутренней структурой, где единую сеть составляют расположенные на территории Оренбургской области и объединенные между собой звенья, каждое из которых именуется "Орда", которые возглавляют так называемые "одаренные", то есть избранные члены движения, которые вовлечены в деятельность религиозного объединения "Ата Жолы", как правило, самой Кичегановой Ж.Т. либо ее ближайшими соратниками.
Идеологическую основу деятельности религиозного объединения "Ата Жолы" составляет вероучение, сочетающее элементы исламских религиозных представлений, а также шаманизма и традиционных мировоззрений о культе предков, характерных для культурного казахского этноса.
Вероучение движения "Ата Жолы" имеет псевдорелигиозный, эзотерический, оккультно-мистический характер и направлено на вовлечение обращенных в общение с духами святых предков и обретение "истинной веры" посредством исцеления от болезней, систематического паломничества по святым местам, участия в обязательных обрядах.
Характер деятельности, вероучения, культовой практики, идентичность наименований ячеек, взаимодействие лидеров ячеек между собой свидетельствуют о существовании на территории области единого религиозного объединения "Ата Жолы" под предводительством Кичегановой Ж.Т., которая организовала религиозное объединение на территории Оренбургской области более 10 лет назад и продолжает вовлекать жителей региона в его деятельность. Все руководители "центров" "Ата Жолы" в Оренбургской области являются учениками Кичегановой Ж.Т., которым она объявила о получении "дара" от предков после посещения ими "святых мест". При этом отказ объявленного "одаренным" от "дара" согласно вероучению влечет необратимые последствия для жизни и здоровья как самого адепта, так и его близких.
Организатор и участники "Ата Жолы" обещают гражданам исцеление от различных заболеваний, как реально имеющихся, так и надуманных. Лечение заключается в молитвах - обращении к "духам святых предков", окуривании дымом, камчевании - постукивании плеткой по телу, процедур "очищения", обрядов "бата", употребления "святой воды", не являющейся лекарственным средством, отказа от родственных связей, понуждения к паломничеству по "святым местам" - местам захоронений в Оренбургской области, иных субъектах Российской Федерации, Республике Казахстан.
При проведении "сеансов лечения" участники "Ата Жолы", не имея медицинского образования либо разрешения на занятие народной медициной, ставят своим "пациентам" диагнозы различных заболеваний. При этом диагностика заболеваний производится путем "общения" участников "Ата Жолы" - лекарей с духами умерших святых предков адепта без использования диагностирующей аппаратуры, сдачи и изучения результатов анализов, изучения медицинских амбулаторных карт. Адептам "Ата Жолы" рекомендуется не обращаться в медицинские учреждения, а также принимать лекарственные препараты, назначенные для лечения заболеваний, диагностированных врачами. Проверочные испытания предлагаемой "Ата Жолы" методики профилактики, диагностики и лечения не проводились, что негативно сказывается на здоровье участников данной организации. Практика "Ата Жолы" направлена на изменение и контроль сознания вовлеченных, что способствует возникновению у них психических и соматических заболеваний.
В результате создания Кичегановой Ж.Т. организации "Ата Жолы" в г.Оренбурге и Оренбургской области в период с февраля 2005 года по настоящее время в "Ата Жолы" были вовлечены наряду с другими лицами жители Оренбургской области Х.А.., Х.И ... В соответствии с заключениями амбулаторных комплексных психолого-психиатрических экспертиз у Х.А.., Х.И. под воздействием деструктивной группы выявлены негативные изменения в психической сфере. Обнаруженные у Х. негативные изменения имеют прямую причинно-следственную связь с нахождением Х. в оккультно-мистической организации "Ата Жолы".
Кроме того, в деятельность организации активно вовлекаются несовершеннолетние и малолетние дети, которые совместно с родителями не только присутствуют при проведении "одаренными" обрядов, но и совместно с родителями ездят в длительные "паломнические" поездки в г.Туркестан Республики Казахстан. Ограничение сна и пищи в период поездок, являющееся одним из условий "очищения", оказывает негативное влияние на физическое здоровье детей, а присутствие при проведении обрядов с учетом их специфики может повлечь деструктивные последствия для детской психики.
Руководителем религиозного объединения "Ата Жолы" Кичегановой Ж.Т. и ее последователями осуществляется деятельность, сопряженная с причинением вреда здоровью граждан, их отказу от общения с не поддерживающими увлечение идеями "Ата Жолы" родственниками, склонением к отказу от оказания медицинской помощи, что наносит вред правам, свободам и законным интересам неопределенного круга лиц и интересам Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", прокурор, с учетом уточнений, просил запретить деятельность незарегистрированного в установленном законом порядке религиозного объединения "Ата Жолы" на территории Оренбургской области.
В судебном заседании представители прокурора Оренбургской области Тисен О.Н., Стиплин И.В. поддержали заявленные требования.
Заинтересованное лицо Кичеганова Ж.Т., участвующая в деле в качестве руководителя религиозной группы, не являющейся юридическим лицом, возражала против удовлетворения заявления.
Заслушав пояснения сторон, пояснения свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
С 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08.03.2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Указанным Федеральным законом определено, что религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками (пункт 1 статьи 7).
В качестве оснований для запрета деятельности религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке в указанном законе названы:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий (пункт 2 статьи 14).
Прокуратурой Оренбургской области проведена проверка по факту деятельности на территории Оренбургской области религиозного объединения в форме религиозной группы "Ата Жолы", осуществляющего деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, которое организовала и осуществляла в нем деятельность Кичеганова Ж.Т. первоначально по адресу: (адрес) в доме, который использовала по договору аренды, а впоследствии по месту своего жительства по адресу: (адрес).
В ходе судебного заседания Кичеганова Ж.Т. суду пояснила, что она не причастна к религиозному объединению "Ата Жолы", отрицала свою причастность к организации данного объединения, поясняла, что она проводит обряды "очищения" людей, которые к ней обращаются, давать пояснения по делу отказалась.
Вместе с тем, Кичеганова Ж.Т. суду пояснила, что она была допрошена в ходе расследования уголовного дела, в ходе допросов дала подробные пояснения, которые были записаны следователем с ее слов верно, кроме упоминания в пояснениях названия "Ата Жолы" и фамилии Т., согласилась на оглашение судом данных ею пояснений.
Судом протоколы допросов были оглашены в судебном заседании, содержание пояснений, записанных в протоколы, Кичеганова Ж.Т. подтвердила.
Из протоколов допроса следует, что Кичеганова Ж.Т. на территорию Оренбургской области прибыла с целью наставлять людей к вере, верить в Бога, который един, и отворачивать людей от "харама". На территории Оренбургской области ею было открыто несколько Урд (Центров), которые возглавляют "одаренные", проводящие обряды "очищения" граждан, которые туда обращаются. Центральной является Урда по (адрес), расположенная в доме, который она снимает. Техника "очищения" заключалась в том, что она как "одаренная" говорит человеку, в зависимости от вероисповедания, подержать руки над Библией или Кораном, дает памятку, на которой написано, что нужно произносить человеку про себя с обращением к Богу, старцы (арвахи) при этом помогают. Затем прихожанина она усаживает на пол с вытянутыми вдоль него ногами и чувствует, находясь напротив этого человека, его болезни, получив информацию от "дедушки". Получив информацию, она сообщает ее человеку, затем своими руками проводит вдоль его тела, дает тепло в определенные места (голову, грудь, бока, колени). Затем чистит спичками, сжигает один коробок впереди человека по семи спичек, которыми водит около человека по часовой стрелке круговыми движениями. После этого она проводит вдоль тела человека, как бы стряхивая с него "черноту". Затем человек переворачивается, и она "чистит" его таким же образом сзади, проводя руками, стряхивает "черноту". Потом сбрызгивает человека водой, которую привозит из Туркестана либо с территории Беляевского района и дает попить ее в три глотка. Потом человек должен встать перед столом, на котором лежат две святые книги - Коран и Библия, а она путем поджигания стеблей сухого растения, которое называется "ширак", "очищает" огнем. В заключение она берет камчу, кончиком которой постукивает по телу от спины до пят. Спереди легонько постукивает по груди. Воду, используемую для "очищения", "одаренные" рекомендуют принимать от желудочных заболеваний натощак, для примочек на суставы, колени, для детей с дисбактериозом. За совершение обряда "очищения" люди оставляют продукты, небольшие суммы денег: 7, 10, 50 рублей. Когда идет прием людей, "одаренные" дают им "бата" (благословение, предсказание) в стихотворной, рифмованной форме, которое идет необъяснимым образом на уста. Некоторым сообщается информация о том, почему не разрешаются его вопросы, другим сообщается о необходимости поездки в г.Туркестан либо иную местность Республики Казахстан. Когда "одаренные" начинают разговаривать с человеком, они доносят до него крик души потустороннего мира, что говорят ему предки этого человека. Бывает, что человеку доводится информация о том, что наставление необходимо дать и его какому-либо родственнику, привести его в Урду. В целях лечения и "очищения" ею организовывались "паломнические поездки" по святым местам в Казахстан, после которых людям продавали диски с записью "бата".
В судебном заседании были опрошены свидетели, которые пояснили следующее.
Свидетель К. в судебном заседании пояснил, что Кичеганову Ж.Т. лично не знает, о ней ему известно от его родной сестры П.., которая обратилась (дата) в Центр по (адрес), где Кичеганова Ж.Т. является старшей, чтобы вылечить спину. Сестре в Центре провели диагностику состояния организма, полечили. На (адрес) находится частный дом, в котором несколько человек лечат пришедших в течение дня, а по субботам проводятся религиозные собрания, на которых переписывают участвующих людей, устанавливают связь с умершими предками, 3 человека входят в транс и сидящим по кругу женщинам и детям начинают говорить информацию. При этом смотреть на вещающего человека нельзя. Информация сообщается разрозненная, но почти каждому из присутствующих советуют съездить в город Туркестан. Сестру лечили прикосновениями рук, окуривали травами, сказали, что нужно прийти дочери и брату. Он приходил в Центр, ему сказали, что у него болит колено, иногда сердце, окуривали травами, предложили положить в коробку любую сумму денег. В субботу на собрании порекомендовали поехать в г.Туркестан, но он не поехал. Поехала сестра, так как настаивали на поездке, говорили, что могут быть семейные неприятности. Сестра рассказывала, что были ужасные условия поездки. Сестра до настоящего времени посещает эту организацию, которая называется "Путь предков" или "Ата Жолы", "Орда". Кто туда ходит, все так называют эту организацию. Сестру в Центре не вылечили, она стала хуже выглядеть, у нее болят почки, спина не вылечена, но она в больницу не идет, говорит, что "предки ей помогут". Она ездила в Туркестан три раза, получила там "дар целительства", может тоже лечить людей, но только в пределах комнаты по (адрес). Ее вынудили съездить, сказали, что если не примет "дар", то у нее начнут умирать родственники, а если бросит заниматься целительством, то умрет сама. У сестры рассудок не светлый, смотрит "пустыми глазами", говорит, что родственниками обладают "черные силы". Она перестала посещать родственников, редко приходит к матери. Считает, что организация "Ата Жолы" влияет на ее психологическое состояние, сестра входит в транс, говорит, что слышит голоса предков.
Свидетель А.., проживающая в п.Самородово, суду пояснила, что Кичеганову Ж.Т. лично не знает, узнала о ней от своего знакомого, когда стала выяснять куда вечерами ходят ее дочь и зять: Х ... Знакомый сказал, что они ходят в дом Т. в п.Самородово, в котором читает молитвы Кичеганова Ж.Т. и собирается большое количество людей. Дочь и зять ездили в поездку по святым местам, после которой дочь стала уходить на собрания, бросая детей в ночное время. Ей она пояснила, что ходит на собрания, которые устраивает религиозная организация "Ата Жолы" или "Путь предков", которая официально зарегистрирована. Организацией в п.Самородово руководит Т., а старшая находится в Соль-Илецке, ее фамилия Кичеганова. Дочь и зять посещают "Ата Жолы", где их обещали вылечить. Дочь говорила, что она получила "дар", хотела отказаться от получения "дара", но ей сказали, что если откажется, то умрет сама и ее родственники. После поездки в г.Туркестан отношения с дочерью испортились, потому что она не разделяет их мнение. Считает, что дочь и зятя зомбировали, без такого вмешательства дочь не могла измениться в плохую сторону, после приезда они пили какие-то порошки. Зять категорически отказывается лечиться.
Свидетель Т.Р. суду пояснила, что ее сын М. попал в секту "Ак жол" или "Белая дорога". Она это поняла, поскольку сын без согласия жены ездил в поездки в Казахстан несколько раз. После приезда рассказывал странные вещи, как сходятся горы, не пропускают простых людей, в поездке люди спали в белых материях на могилах. Секта располагается в доме женщины по имени Г., адрес ей неизвестен, но сноха туда ходила. Сын называет секту Центром. У него дома женщины из Центра проводили сеанс, входили в транс, определили присутствующим у сына дочерям, чем они болеют. Сын призывал родственников вступить в общину, но никто не захотел. Сын стал очень злым, говорил, что если в течение 9 лет уйдет из Центра, то будет большое горе, водил в Центр лечиться свою дочь, говорил ей не обращаться в больницу. Г. для сына святая женщина, основной Центр организации находится в Соль-Илецке, возглавляет его Кичеганова, имя не помнит, но казахское. Сын говорил, что ему дали "дар", он лечит людей дома у Г ... Он говорит, что медицина бессильна, что только в Центре могут помочь, но его нужно посещать несколько лет подряд, эта вера казахская сильная, праведная, может помочь, включая лечение алкоголиков. Сын доверчивый, слабый, в Центр слабых притягивают.
Свидетель Б. суду пояснил, что Кичеганову Ж.Т. знает с 2005 года, с того времени, как он и его жена посещали центры "Ата Жолы" в Татарской Каргале и на (адрес) в г.Оренбурге. О названии Центров сказала Кичеганова Ж.Т. и вторая представительница, которая находилась в Центре. Они с женой пошли в Центр, поскольку знали, что там работают "одаренные", ничем не болели. В Центре им сказали, что нужно поехать для посещения захоронений в г.Алма - Аты, чтобы в последующем все складывалось хорошо, не было болезней и "все дороги открылись". Всем участникам поездки было дано благословление, ему и жене сказали, что они приобрели "дар". После поездки Кичеганова Ж.Т. стала звонить его жене и говорить, что ей надо посещать Центры, ездить в паломнические поездки, "открыть сердце", чтобы все в жизни наладилось. Жена стала ездить к Кичегановой вместе с сыном с раннего утра до ночи, на его замечания и родственников не реагировала. Потом сказала, что сама будет открывать Центр и впоследствии открыла его при помощи Кичегановой дома, на (адрес). В семье сложились конфликтные отношения, жена обратилась с заявлением о расторжении брака, а он - в следственные органы, поскольку из-за деятельности организации "Ата Жолы" его семья разрушилась. Жена не имеет медицинского образования, занималась в Центре лечением людей. Когда заболел сын, жена сказала, что помощь врачей не нужна, она займется "очищением", от вызова "скорой помощи" отказалась. Жена произвела "очищение", прочитала молитвы, позвонила иным "одаренным" "Ата Жолы", которые сказали, что сын поправится. Сын продолжал жаловаться на боли в животе и он был вынужден вызвать "скорую помощь", которая госпитализировали сына с диагнозом " ***". Медработники сообщили, что обращение за медицинской помощью последовало несвоевременно, что могло привести к заражению брюшной полости. Сама жена страдала от болей в нижней части живота, но от помощи специалистов категорически отказывалась, ездила "очищаться" к "одаренным" в "Ата Жолу", после их посещения говорила, что боль прошла. Но однажды ночью от боли упала с кровати и попросила вызвать "скорую помощь". После приезда ее госпитализировали и сделали операцию. В "Ата Жолы" жене говорили, что в случае непослушания для нее наступят неблагоприятные последствия. Люди думают о действительном наступлении неблагоприятных последствий на психологическом уровне.
Свидетель М. суду пояснил, что знает Кичеганову, с которой познакомился в паломнической поездке по святым местам, расположенным в Беляевском районе Оренбургской области. В организацию он попал, обратившись к "одаренной" Гульсум на (адрес), в связи с тяжелым состоянием. Он получил "дар", но в настоящее время не "одаренный", так как недостоин этого. Его дочь вместе с ним посещала организацию, чтобы излечиться от головной боли, потом его не слушала и перестала посещать Центр. По истечении года дочь госпитализировали в больницу, ему неизвестно, что дочь признана потерпевшей по уголовному делу по обвинению Кичегановой. Он был на праздновании годовщины "Ата Жолы" 2-3 года назад, там были все желающие из тех, кто "стоит на дороге". Из паломнической поездки ему стало известно, что один из центров "Ата Жолы" расположен (адрес). В этих поездках он купил книгу про движение "Ата Жолы".
Свидетель А.Р. - имам-хатыб мечети ***, суду пояснил, что знаком с псевдорелигиозным движением "Ата Жолы", которое ничего общего не имеет с религией ислам. Организация вводит людей в заблуждение, ведет к раздору между родственниками, сектанты направляют угрозы психологического характера в адрес людей о том, что если человек не поедет в святое место, то для него наступят неблагоприятные последствия. На территории Казахстана и Оренбургской области святых мест, почитаемых исламской религией нет.
Давший пояснения в качестве специалиста настоятель Храма ***, руководитель *** Ш. суду разъяснил, что религиозная группа "Ата Жолы" является псевдорелигиозной, псевдомедицинской организацией, имеющей оккультно - мистический характер. Объединение "Ата Жолы" является деструктивным, тоталитарным движением, разрушает психику человека, наносит вред духовному и физическому здоровью человека. Движение "Ата Жолы" он изучал в связи с работой в информационно-консультационном центре имени священномученика Макария Оренбургского, направлением деятельности которого является изучение нетрадиционных религиозных движений.
Из решения специализированного межрайонного экономического суда г. Алма - Аты N 682/09 от 05 февраля 2009 года, которым ликвидировано и запрещена деятельность ТОО "Ата-Жолы" по пропаганде и распространению деятельности движения "Ата Жолы", подрывающего безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью человека на территории Республики Казахстан, следует, что "Ата Жолы" - Путь (дорога) предков - религиозное течение, распространенное на территории Республики Казахстан.
Из идентификационного заключения от (дата) Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова следует, что представленные на исследование материалы позволяют идентифицировать религиозное объединение "Ата Жолы" (п. Самородово г.Оренбург) с религиозным объединением "Ата Жолы", деятельность которого запрещена на территории Республики Казахстан.
В судебном заседании были исследованы записи празднования семи- и девятилетия деятельности "Ата Жолы", содержащиеся на компакт-дисках, приобщенных к материалам дела, из которых усматривается, что в Оренбургской области осуществляет деятельность религиозная организация, созданная Кичегановой Ж.Т., проповедующая учение Т., именуемая ею и ее участниками "Ата Жолы", деятельность которой курируется казахстанскими кураторами. Кичеганова Ж.Т. суду пояснила, что указанные мероприятия были организованы и проведены ею, записи были изъяты у нее при обыске.
Кроме того, судом был исследован компакт-диск с записью процесса получения "благословения от духов умерших предков" ("бата") племянником Кичегановой Ж.Т. Б.Н..
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что организация, возглавляемая Кичегановой Ж.Т., является религиозным движением "Ата Жолы" ("Путь предков"), которое имеет внутреннюю организацию, где единую сеть составляют расположенные на территории Оренбургской области и объединенные между собой звенья, каждое из которых именуется Центр (Орда), возглавляемые так называемыми "одаренными". Организатор и участники объединения обещают гражданам исцеление от различных заболеваний, как реально имеющихся, так и надуманных. Диагностика заболеваний производится путем "общения" участников "Ата Жолы" с духами умерших предков обратившегося за лечением человека без использования диагностирующей аппаратуры, сдачи и изучения результатов анализов, изучения медицинских амбулаторных карт. Лечение заключается в молитвах - обращении к "духам святых предков", окуривании дымом, камчевании - постукивании плеткой по телу, процедур "очищения", обрядов "бата", употребления "святой воды", не являющейся лекарственным средством, отказа от родственных связей, понуждения к паломничеству по "святым местам" - местам захоронений в Оренбургской области, Республике Казахстан, поклонении им.
При этом, из пояснений свидетелей Б.., М.., А.., Т.Р ... судом установлены факты склонения к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.
Кичегановой Ж.Т. суду не представлено каких-либо данных, опровергающих вышеприведенные обстоятельства.
Доводы Кичегановой Ж.Т. о том, что она не создавала никаких религиозных объединений и не участвовала в деятельности религиозного объединения "Ата Жолы", опровергаются материалами дела: пояснениями Кичегановой Ж.Т., свидетелей, видеозаписями, приобщенными к материалам дела.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Использование при лечении методов "очищения", не прошедших проверочных испытаний в установленном законом порядке, применение их без поправки на психическое, психологическое состояние человека, отказ при этом от медицинской помощи, гарантированной государством, нарушает конституционные права граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", для принятия решения о запрещении деятельности религиозной группы в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора Оренбургской области является обоснованным и подлежит удовлетворению, а деятельность религиозного объединения "Ата Жолы" суд полагает необходимым запретить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Оренбургской области
удовлетворить.
Запретить деятельность незарегистрированного в установленном порядке религиозного объединения "Ата Жолы" на территории Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда Л.Б. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.