Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 10 февраля 2016 г. по делу N 33а-163/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Санникова А.Б., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Азаряне Р.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя административного истца - ФИО1 и представителя административного ответчика - Чудиновой М.А. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 28 июля 2015 г. и дополнительное решение того же суда от 23 ноября 2015 г., которыми частично удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Яралиева Я.Ф. о признании незаконными действий начальника Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения и дополнительного решения суда, доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - Чудиновой М.А. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Яралиев Я.Ф. через представителя обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
- расчет жилищной субсидии, приведенный в решении начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N, и обязать названное должностное лицо произвести данный расчет с применением поправочного коэффициента 2,375, как для военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, вместо 1,85, который был определен исходя из общей продолжительности его военной службы 10 лет 10 месяцев.
- действия начальника управления жилищного обеспечения, связанные с отказом включить в продолжительность его военной службы для расчета жилищной субсидии период его службы в органах внутренних дел России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решением и дополнительным решением гарнизонного военного суда требования Яралиева Я.Ф. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N в части применения поправочного коэффициента 1,85 при расчете Яралиеву Я.Ф. жилищной субсидии и обязал названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о применении поправочного коэффициента при предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В удовлетворении требования, связанного с отказом включить в продолжительность военной службы истца для расчета жилищной субсидии период службы в органах внутренних дел России, судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления жилищного обеспечения просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требования о перерасчёте жилищной субсидии.
В обоснование указывается, что повышающий поправочный коэффициент 2,375 применяется только при расчёте жилищной субсидии военнослужащим, уволенным с военной службы. Поскольку Яралиев Я.Ф. с военной службы не уволен, решение суда в этой части является ошибочным.
В своей апелляционной жалобе представитель административного истца просит дополнительное решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование автор жалобы, ссылаясь на п. 1 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 указывает, что служба в органах внутренних дел России должна включаться в общую продолжительность военной службы при назначении пенсии.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционных жалобах доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление Яралиева Я.Ф., суд первой инстанции сослался на п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 9 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76. Ошибочно истолковав эти нормы, суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на применение повышающего поправочного коэффициента при расчёте жилищной субсидии, поскольку подлежит увольнению с военной службы по возрасту.
Однако с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
В соответствии с абз. 12 п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы, в частности, в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия. Размер этой субсидии определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 этого Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
В пп. 2 и 7 Правил определено, что расчет субсидии осуществляется с применением поправочного коэффициента, который при общей продолжительности военной службы от 10 до 16 лет составляет 1,85.
Увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Из содержания этой нормы закона следует, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы. При этом иное толкование указанной нормы делает неприменимыми положения п. 7 Правил.
Как видно из материалов дела, Яралиев Я.Ф. не был уволен с военной службы на дату принятия оспариваемого решения, а потому не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375.
Таким образом, в этой части решение гарнизонного военного суда в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Согласно п. 1 и 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
По смыслу приведенных норм действующего законодательства в общую продолжительность военной службы включается лишь время исполнения гражданином обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно материалам дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Яралиев Я.Ф. проходил служу в органах внутренних дел России. При этом общая продолжительность его военной службы на день увольнения составила 10 лет 10 месяцев.
Поскольку в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также ст. 3, 4 и 5 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел военной службой не является, то оснований для включения указанного периода службы заявителя в общую продолжительность его военной службы при расчете жилищной субсидии не имелось.
Вопреки мнению представителя Яралиева Я.Ф., п. 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 регулирует правоотношения, связанные с порядком исчисления выслуги лет для назначения пенсий, и не может быть применён к возникшим по данному делу спорным правоотношениям.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы представителя административного истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 28 июля 2015 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Яралиева Я.Ф., отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Яралиеву Я.Ф. отказать.
Дополнительное решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 23 ноября 2015 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Яралиева Я.Ф., оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.