Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Ф.М.,
судей: Лаврентьева А.А., Пуминовой Т.Н., при секретаре Абдуряшитовой Р.И.,
с участием прокурора Сипиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Правительства Тюменской области и администрации г.Ишима на решение Ишимского городского суда Тюменской области от " ... ", которым постановлено:
"Возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление Виноградовой Л.С., " ... " года рождения, из государственного жилищного фонда Тюменской области, вне очереди, по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на территории г. Ишима Тюменской области, площадью не менее 18 кв.м.
Возложить на администрацию г.Ишима Тюменской области обязанность принять решение о предоставлении Виноградовой Л.С., " ... " года рождения, из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г.Ишима Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителей ответчиков Полшковой Л.Е. и Сергеенковой Л.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Ишимский межрайонный прокурор Тюменской области, действующий в интересах Виноградовой Л.С., обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, администрации г.Ишима о возложении обязанности на Правительство Тюменской области предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г.Ишима, о возложении обязанности на администрацию г.Ишима заключить договор социального найма жилого помещения с момента его предоставления Правительством Тюменской области.
Требования мотивированы тем, что Виноградова Л.С. является инвалидом 2 группы, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды 1-2 группы" с " ... ". Виноградова Л.С. страдает тяжелой формой хронического заболевания, код заболевания F 71, включенного в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Истец имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии со ст.51, 57 Жилищного кодекса РФ, ст.7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
Истец и помощник Ишимского межрайонного прокурора в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г.Ишима, представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчики Правительство Тюменской области и администрация г.Ишима. В апелляционной жалобе Правительство Тюменской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Из материалов дела следует, что Виноградова Л.С. зарегистрирована и проживает в жилом помещении расположенном по адресу: г.Ишим, ул.Курганская, д.50, не занятой несколькими семьями. Таким образом, в соответствии с пунктом 1 частью 4 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, истец проживая в благоустроенном жилом помещении и являющаяся членам семьи собственника, в квартире занятой одной семьей, не имеют право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Ссылается на пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которого, вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. При этом имеющееся заболевание должно быть сопряжено с хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, данное обстоятельство истцом доказано не было, а материалы дела не содержат подтверждающих доказательств, следовательно, установленные судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, являются недоказанными. При вынесении решения судом подменено решение административного органа, предусмотренное статьей 22 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", при этом, не осуществлена проверка наличия или отсутствия оснований для состояния Виноградовой Л.С. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Полагает, что понуждение исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации к совершению определенных действий, в данном случае, обеспечение предоставления жилого помещения, является, по существу, ограничением прав данных органов на самостоятельное осуществление предоставленных законодательством полномочий, что влечет нарушение ст.ст.10, 11 Конституции Российской Федерации. Возложение на Правительство Тюменской области бюджетных обязательств по обеспечению предоставления вне очереди жилого помещения истцам является прямым вмешательством в его текущую деятельность, что нарушает нормы материального права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, бюджетным законодательством и Федеральным законом.
В апелляционной жалобе администрация г.Ишима просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, приводит доводы аналогичные доводам изложенным в апелляционной жалобе Правительства Тюменской области.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Правительства Тюменской области участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в том числе граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, с кодом заболеваний по МКБ-10 F00 - F99.
Согласно части 2 статьи 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года.
Статьей 1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, категории которых указаны в части 2 статьи 7 данного закона, - не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как следует из справки Ишимского филиала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая психиатрическая больница" (филиал N1) от " ... " " ... " Виноградова Л.С. является инвалидом второй группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания (диагноз: " ... "), включенной в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 перечень, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.124).
Распоряжением администрации г.Ищима от " ... " " ... "-р Виноградова Л.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "инвалиды первой и второй группы, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после " ... "" (л.д.73).
Согласно выписки из домовой книги и справке о регистрации по месту жительства Виноградова Л.С. зарегистрирована по адресу: " ... ". По этому же адресу числятся зарегистрированными Виноградов С.Л., Виноградова Н.С., Виноградов М.С., Виноградова А.Ю., Виноградов А.С., Виноградова С.А. (л.д.47,48).
Разрешая спор о праве Виноградовой Л.С. на обеспечение жилым помещением, суд руководствовался пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанными в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости предоставления истцу жилого помещения, поскольку Виноградова Л.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в представлении жилых помещений по договорам социального найма, и страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанной в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
Довод апелляционной жалобы, о том, что истец проживает в жилом помещении, занятом одной семьей, и в этой связи не имеет права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, судебной коллегий отклоняется как основанный на неверном понимании норм материального права.
На учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, истец был поставлен в установленном законом порядке, органом, уполномоченным принимать решения о постановке на такой учет, проверять нуждаемость граждан в жилье и наличие у них права состоять на учете. С учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений истец не снят, правомерность его постановки на учет никем не оспорена.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на то, что суд первой инстанции не проверил наличие оснований для снятия истца с учета нуждающихся в жилье по договору социального найма не основаны на материалах дела, поскольку как следует из выписки из домовой книги от " ... " жилого помещения расположенного по адресу: " ... ", кроме истца, проживает еще шесть человек, следовательно, Виноградова Л.С. обеспечена жилым помещением меньше учетной нормы жилой площади, которая в соответствии с Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма" составляет 15 кв.м. на человека (л.д.48).
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что суд, приняв решение по делу, допустил вмешательство в текущую деятельность Правительства Тюменской области, повлекшее ограничение его прав на самостоятельное осуществление своих полномочий, судебной коллегией отклоняется, так как понуждение ответчика к исполнению возникшего у него в силу закона перед истцом обязательства ограничением полномочий ответчика не является.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Правительства Тюменской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи коллегии: подписи
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.