Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.
судей Немчиновой Н.В., Левиной Н.В.
при секретаре Беженарь А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г.А. на решение Омутинского районного суда Тюменской области от 07 октября 2015 года, которым постановлено:
"В иске Г.А. к администрации Омутинского муниципального района Тюменской области и Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области о признании решения администрации Омутинского муниципального района Тюменской области об исключении ее и членов ее семьи из списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" незаконным и возложении обязанности предоставить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области Б., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец Г.А. обратилась в суд с иском к ответчику администрации Омутинского муниципального района Тюменской области о признании незаконным решения об исключении из списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий, возложении обязанности предоставить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья.
Иск мотивирован тем, что " ... " года она, являясь работником ГАУ Тюменской области "Центр занятости населения Омутинского района" (далее ГАУ ТО "ЦЗН Омутинского района"), обратилась в администрацию Омутинского муниципального района с заявлением о включении её и членов её семьи в составе 4 человек в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". " ... " её семья в составе 4 человек была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе "Социальное развитие села до 2012 года". Приказом Департамента АПК Тюменской области от " ... " " ... "-п её семья включена в резервный список молодых семей (молодых специалистов) участников указанной программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". " ... " администрацией Омутинского муниципального района Тюменской области она была уведомлена о том, что Приказом Департамента АПК Тюменской области " ... "-п от " ... " её семья включена в сводный список молодых семей (молодых специалистов) - участников мероприятий по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" по Тюменской области на 2015 год, номер очереди по муниципальному району - 7. " ... " на основании очередного уведомления " ... " ей стало известно о том, что ее семья исключена из списков участников мероприятий по программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014- 2017 годы и на период до 2020 года" по причине того, что ГАУ ТО "ЦЗН Омутинского района" не относится к организациям социального обслуживания. Считает данное решение неправомерным. Полагает, что при принятии решения о выдаче социальных выплат на строительство (приобретение) жилья администрация Омутинского муниципального района, а также Департамент АПК Тюменской области должны были руководствоваться Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", действующим на момент принятия решения жилищной комиссией " ... " от " ... " о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Ссылаясь на ст. 9 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", указывает, что органы службы занятости должны оказывать помощь безработным гражданам РФ, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, тем самым Центр занятости населения, по её мнению, является объектом социальной сферы, поскольку предоставляет социальные услуги населению. Просит признать решение администрации Омутинского муниципального района Тюменской области об исключении ее и членов ее семьи из списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" незаконным и возложить обязанность предоставить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья.
Истец Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Третье лицо Г.О., привлеченный судом к участию в деле, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Омутинского муниципального района Р. и представитель ответчика Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, привлеченного судом к участию в деле, Б.Л. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на то, что Центр занятости населения Омутинского района не относится к организациям социального обслуживания, а поэтому Г.А. как работник Центр занятости населения Омутинского района не может являться участником Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Г.А. в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, приводя те же доводы, что и при обращении в суд первой инстанции. Ссылаясь на ч.1 ст. 4 ГК РФ, считает, что при принятии решения о выдаче социальных выплат на строительство (приобретение) жилья администрация, а также Департамент АПК должны были руководствоваться требованиями Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ", действующего на момент принятия решения жилищной комиссией " ... " от " ... ". о признании её и членов её семьи нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017г. и на период до 2020г.". Полагает, что в данном случае отношения возникли в момент, когда её семья была признана жилищной комиссией нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017г. и на период до 2020г", т. е. до вступления в силу ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" N 442-ФЗ от 28.12.2013г.
На апелляционную жалобу поступили возражения от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области.
Истец Г.А., третье лицо Г.О., представитель ответчика администрации Омутинского муниципального района в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 утверждена Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Федеральная целевая программа), в разделе II которой указано, что целевыми индикаторами решения задач по повышению уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами и удовлетворению потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье являются, в частности, ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе, либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, предусмотрен Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к Федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).
Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Из материалов дела следует, что Г.А. работает в Государственном автономном учреждении Тюменской области Центр занятости населения Омутинского района (далее также - ГАУ ТО ЦЗН Омутинского района). Согласно Уставу указанного учреждения, ГАУ ТО ЦЗН Омутинского района является некоммерческой организацией, создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере занятости населения и является объектом социальной сферы.
Однако пунктом 36 Типового положения определено, что под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Такие же положения предусмотрены и пунктами 1.5, 1.6, 1.7 Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утверждённого Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N106-п "О социальных выплатах молодым семьям и молодым специалистам на селе - участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Статьей 3 названного закона предусмотрено, что социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Сведений о том, что ГАУ ТО ЦЗН Омутинского района является организацией, оказывающей социальное обслуживание граждан, то есть деятельность по предоставлению социальных услуг, материалы дела не содержат, об этом не указано и в Уставе названного учреждения.
ГАУ ТО ЦЗН Омутинского района осуществляет свою деятельность на основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и оказывает гражданам государственные услуги граждан, направленные на содействие в поиске работы. Сведений об оказании указанным учреждением социальных услуг, предоставление которых предусмотрено Федеральным законом N 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", материалы дела не содержат.
Кроме того, в статье 15 Федерального закона N 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" приведены обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, при наличии которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании. Сам факт отсутствия у гражданина работы, требующий оказания ему содействия со стороны ГАУ ТО ЦЗН Омутинского района, к таким обстоятельствам не отнесен. Услуги, которые согласно Уставу ГАУ ТО ЦЗН Омутинского района оказывает данное учреждение, также не содержатся и в Примерном перечне социальных услуг по видам социальных услуг, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 1236.
Исходя из содержания системы социального обслуживания, изложенной в ст.5 Федерального закона N442-ФЗ от 28 декабря 2013 года "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", категорий социального обслуживания, приведенных в ст.23 названного Федерального закона, ГАУ ТО ЦЗН Омутинского района не является организацией, осуществляющей социальное обслуживание граждан, тогда как работа именно в организациях, осуществляющих социальное обслуживание граждан, является определяющим критерием для определения семьи молодой семьей, которой предоставлено право участия в Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" с целью предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья.
Пунктом 2.30 Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 года N106-п, предусмотрено, что молодые семьи (молодые специалисты) исключаются из сводного списка участников на очередной финансовый год либо не подлежат включению органом местного самоуправления в списки изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с пунктом 2.27 настоящего Положения в случае установления органом местного самоуправления отсутствия оснований для участия молодой семьи (молодого специалиста) в мероприятиях по улучшению жилищных условий с использованием социальных выплат, предусмотренных пунктами 1.5, 1.6 настоящего Положения.
Учитывая, что при проверке документов было установлено, что семья Г.А. не может быть отнесена к лицам, которые вправе быть участниками названной выше Федеральной целевой программы по причине того, что она работает в организации, не относящейся к организациям, оказывающим услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, то она обоснованно была исключена из основного списка молодых семей (молодых специалистов) - получателей социальных выплат в рамках названной выше Федеральной целевой программы.
Довод апелляционной жалобы Г.А. о том, что положения Федерального закона N442-ФЗ от 28 декабря 2013 года не подлежат применению к спорным правоотношениям, отклоняется судебной коллегией как основанный на неправильном толковании норм материального права.
В данном случае правоотношения, связанные с предоставлением социальной выплаты, носят длящийся характер, включают в себя несколько этапов, начиная с подачи заявления о включении семьи в состав участников программы и заканчивая перечислением социальной выплаты, предоставленной на приобретение жилья. Следовательно, на каждом этапе реализации программы подлежит применению тот закон, который действовал в период возникновения (существования) правоотношений на соответствующем этапе реализации программы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Омутинского районного суда Тюменской области от 07 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.