Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Ф.М.,
судей Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Абдуряшитовой Р.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации г.Тюмени на решение Центрального районного суда г.Тюмени от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования Шмурыгина С.А. к Администрации города Тюмени - удовлетворить.
Обязать Администрацию города Тюмени предоставить Шмурыгину С.А. на состав семьи 2 человека вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда города Тюмени жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 36 кв.м., с учетом права Шмурыгина С.А. на дополнительную жилую площадь.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Тюменской области - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителя администрации г.Тюмени Крымовой Т.Е. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Шмурыгина С.А. возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Шмурыгин С.А. обратился в суд с иском к администрации г.Тюмени, Правительству Тюменской области о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, и находящегося в черте города Тюмени общей площадью не менее 46 кв.м., включая право на дополнительную площадь.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом с тяжелой формой заболевания, которое включено в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и имеет право на дополнительную площадь. В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ истец также имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям изложенным в иске.
Представитель Правительства Тюменской области в судебном заседании с иском не согласилась, суду пояснил, что истец проживает в жилом помещении и является членом семьи собственника. Требование о предоставлении жилого помещения площадью не менее 46 кв.м. считает необоснованными.
Представитель администрации города Тюмени в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик администрация г.Тюмени. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает, что в соответствии с частью 4 статьи 51 Жилищного кодекса РФ у истца отсутствуют основания, для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке. Шмурыгин С.А. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие" с " ... " года с составом семьи 2 человека, номер очереди по состоянию на 01 октября 2015 года - " ... ". Таким образом, нахождение истца в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "малоимущие", не свидетельствует о праве на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Вывод суда о том, что администрация города Тюмени обязана предоставить истцу жилое помещение на состав семьи из 2 человека, общей площадью не менее 36 кв.м., с учетом его права на дополнительную жилую площадь, является необоснованным, поскольку член семьи истца не относится к категории лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, либо к иной категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
На основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. "г" статьи 7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137, установлено, что право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют, признанные в соответствии со статьями 6 и 8 настоящего Закона нуждающимися в жилых помещениях инвалиды первой и второй групп, вставшие на учёт нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.
Согласно заключения врачебной комиссии " ... " от " ... " Шмурыгин С.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания (код заболевания: " ... "), которое постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.11).
На основании приказа Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени " ... " от " ... " Шмурыгин С.А. включен в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "малоимущие", имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (л.д.10).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, к которым относится и заболевание, имеющееся у Шмурыгина С.А..
Довод апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении требований в части предоставления жилого помещения Шмурыгину С.А., являются несостоятельными, поскольку истец поставлен на учёт нуждающихся в жилом помещении как инвалид 2 группы.
При этом судебная коллегия считает заслуживающим внимания доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права в части определения размера предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей - инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает.
Согласно пункту 6 указанных выше Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Между тем требования приведенных выше правовых норм судом не были учтены, обстоятельства применительно к данным нормам судом не установлены, а вывод суда о том, что с учетом имеющегося у Шмурыгина С.А. заболевания подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке семья истца, состоящая из 2 человек, противоречит пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, возлагая обязанность по предоставлению Шмурыгину жилого помещения, суд не учел, что законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, только Шмурыгин С.А. вправе претендовать на предоставление отдельного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма.
Каких либо доказательств, что истец по состоянию здоровья нуждается в постороннем уходе, в связи с чем лишен возможности проживать самостоятельно в жилом помещении, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решения суда подлежит изменению в части общей площади предоставляемого жилого помещения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тюмени от " ... " изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Исковые требования Шмурыгина С.А. к Администрации города Тюмени удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Тюмени предоставить Шмурыгину С.А. вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда города Тюмени жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м ... В остальной части иска отказать.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Тюменской области - отказать.
Апелляционную жалобу администрации г.Тюмени удовлетворить частично.
Председательствующий подпись
Судьи коллегии: подписи
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.