Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.,
судей
Левиной Н.В., Ревякина А.В.
рассмотрела частную жалобу Дунаевой А.М. на определение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Войнова И.Г. в защиту интересов собственников жилых помещений домов " ... " о признании незаконным постановления глав администрации г.Тюмени от " ... " оставить без движения на срок до " ... " включительно, с предоставлением в указанный срок документов непосредственно в приемную Центрального районного суда г.Тюмени.
При неустранении недостатков к указанному сроку административное исковое заявление возвратить подавшему его лицу".
Изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия
установила:
В Центральный районный суд г.Тюмени поступило коллективное административное исковое заявление от группы лиц в количестве 36 человек, являющихся собственниками жилых помещений жилых домов " ... " об оспаривании постановления главы администрации г.Тюмени от " ... " " ... " "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства объекта капитального строительства по адресу: " ... "". В административном исковом заявлении указано, что ведение административного дела поручено Дунаевой А.М., представитель истцов Войнов И.Г.
Судьёй Центрального районного суда г.Тюмени постановлено указанное выше определение, с которым не согласна Дунаева А.М. В частной жалобе изложена просьба об отмене определения судьи районного суда и разрешении вопроса по существу. Указывается, что в определении не изложено, каким именно требованиям по форме и содержанию не соответствует коллективное административное исковое заявление, в связи с чем у административных истцов объективно отсутствует возможность устранить недостатки заявления. Также считает ошибочным указание в определении о том, что административное исковое заявление подано Войновым И.Г., поскольку заявление подано собственниками жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 315 ч. 1 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, без извещения лиц участвующих в деле и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст.315, 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает определение судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 25 сентября 2015 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 названного кодекса. При этом частью 2 ст.220 предусмотрены сведения, которые должны быть дополнительно указаны в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями. В силу ч.3 ст.220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
Частью 1 ст.42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, иные лица в случаях, указанных в федеральном законе, вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. Согласно ч.3 указанной статьи в коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц. При этом такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов.
Общие требования к оформлению и содержанию административного искового заявления изложены в ст.125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 2 которой содержит 9 пунктов. В связи с этим при решении вопроса о соответствии административного искового заявления по форме и содержанию судья районного суда должен указать, какому конкретно пункту части 2 ст.125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не соответствует административное исковое заявление, поскольку в силу части 2 ст.130 названного кодекса неустранение недостатков административного искового заявления в установленный судьёй срок влечёт возвращение заявления.
Вместе с тем, в определении судьи районного суда об оставлении коллективного административного искового заявления без движения не указаны основания оставления заявления без движения, то есть, в чём именно заявление не соответствует требованиям процессуального законодательства, что является нарушением ч.1 ст.130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и делает невозможным исполнение определения и устранение недостатков.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права повлекло постановку незаконного определения, которое подлежит отмене с разрешением вопроса по существу: коллективное административное заявление группы лиц в количестве 36 человек, являющихся собственниками жилых помещений жилых домов " ... ", об оспаривании постановления главы администрации г.Тюмени от " ... " " ... " "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства объекта капитального строительства по адресу: " ... " подлежит направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии к производству суда.
Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Определение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 25 сентября 2015 года отменить, вопрос разрешить по существу.
Направить коллективное административное исковое заявление группы лиц в количестве 36 человек, являющихся собственниками жилых помещений жилых домов " ... ", об оспаривании постановления главы администрации г.Тюмени от " ... " " ... " "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства объекта капитального строительства по адресу: " ... "" в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии к производству суда.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.