Судья Мурманского областного суда Щукина Л.В., рассмотрев жалобу Игнатьевской Е.В. на решение судьи Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (далее МИФНС N 5 по МО) N * от 21 октября 2015 года Игнатьевская Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей
Указанное постановление обжаловано Игнатьевской Е.В. в судебном порядке.
Решением судьи Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 декабря 2015 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба Игнатьевской Е.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Игнатьевская Е.В. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что за одно и тоже правонарушение привлечена к административной ответственности дважды.
Указывает, что для проведения проверки были представлены все кассовые документы, все приходные и расходные кассовые ордера внесены в кассовые книги, суммы по приходным и расходным кассовым ордерам полностью совпадают с суммами прихода и расхода денежных средств, указанных в кассовых книгах, поэтому полагает, что п.п. 4.1, 4.6 Указаний Центрального Банка РФ от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" не нарушены.
Обращает внимание на то, что выручка за _ _ августа и _ _ августа 2015 года в размере *** руб. была оприходована позже- _ _ августа 2015 года.
Данная разница между выручкой по бухгалтерскому учету и выручкой по журналу кассира - операциониста возникла из-за несоответствия графиков работы кассы предприятия и графика работы диспетчера по отпуску хлебобулочных изделий.
Игнатьевская Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выслушав возражения представителя административного органа Межрайонной ИФНС России N 5 по Мурманской области по доверенности С., проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует совершение любого из перечисленных в части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях деяний. Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее- Указания).
В соответствии с пунктом 4 Указания кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
На основании п. 4.1 Указания кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами.
В силу пункта 4.6 Указания поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.
Указания записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу не осуществляются.
В соответствии с пунктом 5.2 Указания приходный кассовый ордер может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники.
Из анализа указанных положений следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
При неоприходованнием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Из материалов дела следует, что на основании поручения N * от 15.09.2015 начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Мурманской области должностным лицом налоговой инспекции была проведена проверка полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) модели "Штрих-Мини-К", заводской номер 00041710, дата регистрации ККТ в налоговом органе 17.09.2009, принадлежащей ООО " ПО " А".
В ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов с применением ККТ неоприходована выручка за _ _ 08.2015 и _ _ 08.2015 в размере *** рубля 00 копеек, а именно в кассовой книге за _ _ 08.2015 по приходным кассовым ордерам N * отражена выручка в общей сумме *** рублей 00 копеек, а по данным книги кассира - операциониста выручка за _ _ 08.2015 составила *** рублей 00 копеек (разница в сумме *** рублей 00 копеек), также по данным книги кассира - операциониста выручка за _ _ .08.2015 составила *** рублей 00 копеек, а в кассовой книге за _ _ 08.2015 данная сумма не отражена. Таким образом, ООО ПО " А" при осуществлении наличных денежных расчетов с применением контрольно - кассовой техники нарушен порядок ведения кассовых операций (неоприходована выручка) за _ _ 08.2015 на сумму *** рублей и _ _ 08.2015 на сумму *** рублей 00 копеек.
Ответственным за финансово - хозяйственную деятельность ООО ПО " А" является *** Игнатьевская Е.В.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 12 октября 2015 года в отношении Игнатьевской Е.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Фактические обстоятельства дела и вина *** Игнатьевской Е.В. в совершении административного правонарушения, подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, а именно: поручением от 15.09.2015 N *; протоколом об административном правонарушении N * от 12.10.15; актом проверки полноты учета выручки, полученной с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов с населением ООО " ПО " А" с приложениями; копиями кассовых чеков; копией журнала кассира-операциониста; копией кассовой книги и другими материалами дела, оцененными судьей городского суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность должностных лиц, определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, Игнатьевской Е.В., как *** ООО " ПО " А"", в нарушение своих обязанностей не предпринято всех возможных и зависящих от нее мер по соблюдению Обществом норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, судья городского суда пришел к правомерному выводу о доказанности налоговым органом в действиях Игнатьевской Е.В. события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины в его совершении.
Постановление о привлечении Игнатьевской Е.В. к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что разница между выручкой по бухгалтерскому учету и выручкой по журналу кассира - операциониста возникла из-за несоответствия графиков работы кассы предприятия и графика работы диспетчера по отпуску хлебобулочных изделий, является необоснованным.
Одним из критериев установления факта неоприходования (неполном оприходовании) денежных средств в кассу организации является разница между журналом кассира - операциониста и кассовой книгой.
В данном случае, в ходе вышеуказанной проверки данный факт установлен и подтвержден материалами дела. Неотражение в кассовой книге полученной денежной выручки в тот же день свидетельствует о неоприходовании в кассу организации денежной наличности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на повторное привлечение к административной ответственности, является несостоятельной.
Из акта проверки N * от 12 октября 2015 года усматривается, что должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: за несоответствие данных журнала кассира-операциониста с данными бухгалтерского учета, что повлекло неоприходование выручки (не отражение в бухгалтерском учете) за _ _ 08.2015 на сумму *** 00 руб.; за _ _ 08.2015 на сумму ***00 рублей; а по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменении контрольно-кассовой техники за _ _ 08.2015 года на сумму *** рублей.
Таким образом, разными действиями должностного лица - *** ООО ПО " А" Игнатьевской Е.В. и в разное время было совершено два самостоятельных административных правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 15.1 и частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Иные доводы жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права, выводов судьи и административного органа не опровергают.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу Игнатьевской Е.В. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда Л.В. Щукина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.