Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Белугина Юрия Яковлевича на решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении " ... " Белугина Юрия Яковлевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " производство по делу об административном правонарушении в отношении " ... " Белугина Юрия Яковлевича, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, производство по делу было прекращено по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
С постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " не согласился заместитель прокурора Старополтавского района Волгоградской области Н.О.Ю., который обратился с протестом на указанное постановление в Старополтавский районный суд Волгоградской области.
Решением судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ было отменено и дело возвращено на новое рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд глава администрации Колышкинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Белугин Ю.Я. просит отменить постановление судьи районного суда, считая его незаконным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к п.7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляются основные принципы, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, всеми государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
К числу таких принципов относится соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области соблюдения требований законодательства о санитарном благополучии населения установлено, что в "адрес" муниципального района Волгоградской области на земельном участке, расположенном в 15-ти метрах на запад от жилого "адрес", находятся бытовые отходы (мусор, сухая трава).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Старополтавского района Волгоградской области Н.О.Ю. было возбуждено производство об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении главы Колышкинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Б.Ю.Я.
Постановление заместителя прокурора Старополтавского района Волгоградской области Н.О.Ю. о возбуждении производства, об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении главы Колышкинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Белугина Ю.Я. и материал проверки был направлен для рассмотрения по существу в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском и Старополтавском районах.
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " производство по делу об административном правонарушении в отношении главы Колышкинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Белугина Юрия Яковлевича, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, производство по делу было прекращено по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление административного органа было отменено с возращением на новое рассмотрение.
Свой вывод судья районного суда мотивировал тем, что глава Колышкинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Белугин Ю.Я. является субъектом данного административного правонарушения и им в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований не были предприняты исчерпывающие меры по своевременной уборке территории муниципального образования.
Вместе с тем, с таким решением судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу части 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Несмотря на то обстоятельство, что в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация Колышкинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области, которую возглавляет Белугин Ю.Я. осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с бытовыми отходами и мусором, судья районного суда не дал надлежащей правовой оценки данному обстоятельству.
Доводы жалобы Белугина Ю.Я. о том, что такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации, а в обязанность администрации Колышкинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области, которую возглавляет Белугин Ю.Я. входит лишь организация данных мероприятий, заслуживают внимания.
Судье районного суда, следовало проверить юридически значимые обстоятельства по данному делу, а именно охватываются ли диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях властно-распорядительные функции главы Колышкинского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области Белугина Ю.Я. по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории муниципального образования, однако этого судьей районного суда сделано не было.
При таких данных, прихожу к убеждению, что судья первой инстанции в ходе производства по делу не исследовал всесторонне, полно и объективно все обстоятельства дела и вынес решение, которое не может быть признано законным.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по итогам рассмотрения жалобы на постановление судья выносит одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.
При таких обстоятельствах, решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении " ... " Белугина Юрия Яковлевича отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Коробицын А.Ю.
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.