Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Гулян Р.Ф., Петрушенко Ф.П.,
при секретаре Давыдове Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску ч к администрации Иловлинского муниципального района "адрес" об оспаривании решения должностного лица,
по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района "адрес",
на решение Иловлинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
заявление ч об оспаривании решения должностного лица удовлетворить частично.
Признать Распоряжение главы администрации Иловлинского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О перерасчете пенсии за выслугу лет" незаконным.
Обязать главу администрации Иловлинского муниципального района "адрес" устранить нарушение прав ч путем восстановления размера пенсии за выслугу лет в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении заявления в части отмены Распоряжения главы Иловлинского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О перерасчёте пенсии за выслугу лет" отказать.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., выслушав представителя ответчика главы администрации Иловлинского муниципального района "адрес" ч, представителя ответчика администрации Иловлинского муниципального района "адрес" ч, поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца ч, возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ч обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района "адрес" об оспаривании распоряжения главы Иловлинского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " " " ... "".
В обоснование заявленных требований указал, что являлся главой муниципального образования - Иловлинский муниципальный район "адрес". В связи с выходом на пенсию, имея стаж муниципальной службы более " ... ". ему как лицу, замещавшему муниципальную должность, была установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с п. " ... "
Утверждая, что действия ответчика приводят к нарушению его прав, изменив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд признать распоряжение главы администрации Иловлинского муниципального района " ... "
Суд постановилуказанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, администрация Иловлинского муниципального района "адрес", обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Ответчик глава Иловлинского муниципального района "адрес", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет государственных гражданских служащих "адрес" и лиц, замещавших государственные должности "адрес", а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы принятым "адрес" Думой "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность "адрес" (главы администрации "адрес"), лиц, замещавших государственные должности "адрес" и должности государственной гражданской службы "адрес"".
Согласно статье 4 этого Закона финансирование пенсии за выслугу лет поименованных выше лиц производится за счет средств областного бюджета.
Статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность "адрес" (главы администрации "адрес"), лиц, замещавших государственные должности "адрес" и должности государственной гражданской службы "адрес"" предусмотрено, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы "адрес", пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 данного закона (не менее 15 лет), в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего "адрес". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего "адрес". При этом пенсия не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего "адрес" и составлять более 2,8 должностного оклада (в редакции "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД, от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД).
Особенности организации муниципальной службы в "адрес" и правовое положение муниципальных служащих "адрес" урегулированы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в "адрес"", принятым "адрес" Думой. В соответствии со статьей 9.2 этого Закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Иловлинского муниципального района "адрес", утвержденного решением "адрес"ной Думы N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, разделом 7 предусмотрены размеры пенсии за выслугу лет и ее исчисление.
Пунктом 7.1 - лицам, замещавшим должности муниципальной службы Иловлинского муниципального района пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 2 статьи 6 настоящего Положения, в размере 45 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О пенсионном обеспечении лиц. Проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей".
Пунктом 7.2. - лицам, замещавшим муниципальные должности, исчисляется в размере 45 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О пенсионном обеспечении лиц. Проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей".
Должность муниципальной службы, в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Лицо, замещающее муниципальную должность, согласно ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Из материалов дела следует, что ч замещал " ... " в связи с истечением срока полномочий и выходом на пенсию.
Распоряжением главы Иловлинского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ " ... "
"адрес"ной "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в подпункт 2 статьи 7 Положения о пенсионном обеспечении были внесены изменения, на основании которых Распоряжением главы Иловлинского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О перерасчёте пенсии за выслугу лет", произведен перерасчет пенсии за выслугу лет ч и с ДД.ММ.ГГГГ определено к выплате " ... " коп. ежемесячно.
Решением Иловлинского районного суда " ... "
В дальнейшем производился перерасчёт размера пенсии в связи с изменением коэффициента индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии составил " ... " коп.
"адрес"ной "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", внесены изменения в " ... " пенсии.
В п.7.2. Положения в отношении лиц, замещавших муниципальные должности изменения, касающиеся размера пенсии за выслугу лет, не вносились, лишь указано вместо слова "среднемесячного" читать "ежемесячного".
Подпункт 1 пункта 12 Положения об обстоятельствах, влекущих уменьшение либо увеличение размера пенсии за выслугу лет, дополнен абзацем: при изменении размера пенсии, указанного в пункте 7 Положения, в случаях допущенной счетной ошибки и иных случаях.
При таких обстоятельствах оснований для издания распоряжения у главы администрации Иловлинского муниципального района " ... ", не вносилось.
Поскольку оспариваемое Распоряжение содержит ссылки на нормативно-правовые акты, которые не указывают оснований для уменьшения размера пенсии заявителя путем изменения процентного соотношения относительно денежного вознаграждения (Решение от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ") и напротив, основано на нормативно-правовых актах не указанных в данном Распоряжении (от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "), следовательно, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оно не соответствует требованиям формальной определенности, поскольку всякое решение (действие) должностного лица должно быть понятным, точным и недвусмысленным.
С учётом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Распоряжение, принятое с нарушением установленного порядка не соответствует нормам материального права, является незаконным и необоснованным, т.к. нарушает права заявителя и влечет для него юридически значимые последствия в виде уменьшения размера пенсии и постановилправильное решение об удовлетворении заявленного иска в указанной части.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд первой инстанции обоснованно установилв решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу.
При этом по смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об исключении из резолютивной части решения, указания об установлении срока для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований " ... "
В данной части решение суда не оспаривается, поэтому его законность и обоснованность в силу положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки судебной коллегии.
Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы действующего законодательства.
Довод в апелляционной жалобе о том, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 Положения о пенсионном обеспечении (в редакции решения "адрес"ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ") размер пенсии за выслугу лет пересчитывается также при изменении размера пенсии, указанного в пункте 7 Положения, в случаях допущенной счетной ошибки и иных случаях, не может быть принят во внимание для отмены решения, поскольку данный пункт не определяет действие нормативно-правового акта во времени, а указывает на юридические факты, наступление которых в будущем влечет уменьшение либо увеличение размера пенсии.
Довод в жалобе о том, что оснований для применения в отношении размера пенсии за выслугу лет ч новых правил, установленных с учетом последующих изменений, внесенных в Положение о пенсионном обеспечении, не имеется, сделан судом без учета того, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, направлен на необоснованную переоценку установленных по делу обстоятельств и не может повлечь отмену решения суда первой инстанции.
Утверждения в жалобе о необоснованности вывода суда о том, что оспариваемое распоряжение содержит ссылки на нормативно-правовые акты, которые не указывают оснований для уменьшения размера пенсии заявителя путем изменения процентного соотношения относительно денежного вознаграждения и напротив, основано на нормативно-правовых актах, не указанных в данном распоряжении, что логически не соответствует требованиям формальной определенности, были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для переоценки которой судебная коллегия не находит оснований.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы апеллянта не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иловлинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, исключив указание об установлении срока для устранения допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района "адрес", оставить без удовлетворения.
Председательствующий " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.