Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.,
с участием прокурора Маминой Н.Л.,
при секретаре Давыдове Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску п к Управлению образования и молодежной политики А. городского округа "адрес" В. "адрес" о признании дискриминации в трудовых отношениях, восстановлении на работе, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца п,
на решение Волжского городского суда В. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований п к Управлению образования и молодежной политики А. городского округа "адрес" В. "адрес" о признании её подвергшейся со стороны Управления образования и молодежной политики А. городского округа "адрес" В. "адрес" дискриминации в трудовых отношениях при прохождении муниципальной службы на муниципальной должности " ... " - отказать.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., выслушав представителей истца п, п, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления образования и молодежной политики А. городского округа "адрес" В. "адрес", п, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
п обратилась в суд с иском к Управлению образования и молодёжной политики А. городского округа "адрес" В. "адрес" о признании дискриминации в трудовых отношениях, восстановлении на работе, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ приказом N " ... " лс Управления образования и молодёжной политики А. городского округа "адрес" В. "адрес", она была уволена с должности " ... " в связи с сокращением штата работников. С данным увольнением она не согласна, полагает, что " ... ", т.к. процедура сокращения была не первой, а четвертой, в Управлении образования и молодежной политики никакого сокращения численности или штата фактически не происходило и не происходит, ответчик не указал причины, вызвавшие необходимость сокращения штата работников Управления образования, не соблюдено её преимущественное право оставления на работе, поскольку она обладает более высокой производительностью труда и квалификацией, ей не предложены все имеющиеся вакантные должности в " ... ", действиями работника ей причинен моральный вред.
Утверждая, что действия ответчика приводят к нарушению её прав уточнив требования, просила суд признать её подвергшейся со стороны Управления образования и молодежной политики А. городского округа "адрес" В. "адрес" дискриминации в трудовых отношениях при прохождении муниципальной службы на муниципальной должности " ... " руб.
Суд постановилуказанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, истец п, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Относительно апелляционной жалобы поступили возражения.
Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явилась, доказательств уважительности причин неявки не представила, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 81 п. 2 ТК РФ трудовой договор, может быть, расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 29 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК Российской Федерации увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК Российской Федерации возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 ТК Российской Федерации) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК Российской Федерации).
Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Вместе с тем, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ст. 34, ч. 1; ст. 35 ч. 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, которая включает в себя: предупреждение о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца, преимущественное право на оставление на работе работника с более высокой производительностью труда и квалификацией; предложение работнику другой имеющейся у работодателя работы (вакантной должности). Перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 179, ч. 1 и ч. 2 ст. 180 ТК Российской Федерации).
Из смысла приведенных выше норм действующего трудового законодательства следует, что право определять численность и штат работников принадлежит работодателю.
Из материалов дела следует, с " ... " истец п состояла в трудовых отношениях с Управлением образования А. городского округа в должности заместителя начальника Управления.
Постановлением главы городского округа - " ... ".
Согласно п.2 Постановления новое штатное расписание вступает в действие с ДД.ММ.ГГГГ, при этом, из штатного расписания исключены ряд штатных единиц, в том числе 1 ставка "заместителя начальника управления".
На основании Постановления N " ... " начальником Управления образования и молодежной политики N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по проведению мероприятий, связанных с сокращением штата, высвобождением и трудоустройством работников.
Согласно протоколу заседания комиссии по проведению мероприятий связанных с сокращением штата, высвобождением и трудоустройством работников управления образования и молодежной политики от " ... "
п ( ДД.ММ.ГГГГ года рождения) назначена на должность заместителя начальника управления образования с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "), имеет высшее профессиональное образование по специальности " ... "
В соответствии с возложенными должностными обязанностями п координирует деятельность муниципальных дошкольных образовательных учреждений (66 детских садов), курирует вопросы: дошкольного образования, очередности предоставления мест в детские сады "адрес", санитарно-гигиенического режима работы в них, состояния методической и воспитательно-образовательной работы, результаты экспериментальной работы в данных учреждениях, в области охраны труда в муниципальных учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования, подведомственных управлению образования и молодежной политики, вопросы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
С момента назначения на должность " ... "
В период работы в управлении образования награждена " ... " Дисциплинарных взысканий не имеет.
п ( ДД.ММ.ГГГГ года рождения) назначена на должность " ... ". Общий стаж работы - " ... ", стаж муниципальной службы - " ... ", в том числе на руководящих должностях муниципальной службы - " ... " лет, стаж работы в должности заместителя начальника управления - " ... ".
В соответствии с возложенными должностными обязанностями п координирует и контролирует деятельность муниципальных учреждений общего и дополнительного образования детей (38 учреждений), в том числе организации и проведение государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ, курирует вопросы: дополнительного образования в муниципальных образовательных учреждениях; охраны здоровья детей, проведения диспансеризации; организации отдыха и оздоровления детей в муниципальных лагерях с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных школ и загородных оздоровительных лагерях, подведомственных управлению образования и молодежной политики; спорта в муниципальных учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования детей; координации деятельности общего и профессионального образования.
Является председателем комиссии по проведению экспертизы использования муниципальных площадей подведомственными учреждениями на условиях аренды (безвозмездного пользования).
На протяжении нескольких лет - " ... "
В период работы в управлении образования награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации " ... " Дисциплинарных взысканий не имеет.
п ( ДД.ММ.ГГГГ года рождения) назначена на должность заместителя начальника управления образования с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " лс), имеет высшее профессиональное образование по специальности " ... " лет.
В соответствии с возложенными должностными обязанностями п организовывала работу по санаторно-курортному оздоровлению детей "адрес", обеспечивала контроль за порядком назначения и выдачи обучающимся школ адресной социальной помощи в виде бесплатного проездного билета.
Таким образом, проведя анализ представленной выше информации, суд пришел к правильному выводу, об обоснованности и объективности решения комиссии о том, что уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, производительности труда п и п выше уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, производительности труда п Указанное решение комиссии истцом оспорено не было.
ДД.ММ.ГГГГ истец лично была предупреждена о сокращении занимаемой должности и увольнению по п. 2 ч. 2 ст. 81 ТК РФ.
п были предложны вакантные должности в Управлении образования и молодежной политики А. городского округа "адрес" от которых она отказалась.
Впоследствии ответчиком неоднократно истцу предлагались вакантные должности Управлении образования и молодежной политики А. городского округа "адрес" - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ от которых она так же отказалась.
Как следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " лс п уволена с занимаемой должности по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по сокращению штата работников, с данным приказом истец ознакомлена под роспись.
Согласно журналам учета приема работников, учета увольнения работников Управления образования и молодежной политики А. городского округа "адрес" вакантных должностей, которые не были предложены истцу не установлено.
При таких данных, суд пришел к обоснованному выводу, что процедура увольнения истца по ст. 81 ч. 1 п. 2 ТК РФ была соблюдена в полном объеме, истец в установленный срок уведомлен о предстоящем сокращении, согласия на перевод на вакантные должности не выразил, увольнение осуществлено по истечении установленного ст. 180 ТК РФ срока, с выплатой всех сумм причитающихся истцу при увольнении.
Постановлением А. городского округа "адрес" В. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " А. городского округа "адрес" В. "адрес" и её структурные подразделения с правами юридического лица уполномочены осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с руководителями муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с положением об " ... " с правами юридического лица.
п состояла в трудовых отношениях с Управлением образования и молодежной политики А. городского округа "адрес" соответственно вопросы трудоустройства п в А. городского округа "адрес", как самостоятельному юридическому лицу и работодателю, выходят за пределы компетенции прежнего работодателя истца Управления образования и молодежной политики А. городского округа "адрес".
При таких обстоятельствах, суд правомерно пришел к выводу о необоснованности доводов истца о том, что поскольку " ... "
В соответствии с положением об управлении образования и молодежной политики " ... " не предусмотрено.
Таким образом, судом также сделан правильный вывод о несостоятельности доводов истца о том, что увольнение п произведено с нарушением " ... " должностной инструкции заместителя начальника управления образования и молодежной политики А. городского округа "адрес", согласно которого " ... ", курирующим образование.
Согласно ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Статьей 1 Конвенции N " ... " Международной организации труда "Относительно дискриминации в области труда и занятий" определено, что термин "дискриминация" включает: всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.
Статьей 2 Конвенции установлено, что всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.
Свобода трудовых отношений в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон, стабильности данных правоотношений. Субъекты трудовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий.
Запрещение дискриминации в сфере труда направлено на обеспечение равных возможностей в осуществлении своих способностей к труду. Исключительно деловые качества работника должны учитываться при заключении трудового договора, при оплате труда, поручении тех или иных производственных заданий.
С учетом приведенных норм материального права, и установленных судом обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, не может рассматриваться как дискриминация либо злоупотребление, так как данное право предоставлено работодателю законом и при нарушении условий установленного порядка увольнения по данному основанию указанные действия могут быть оспорены в суде, а предположения истца о дискриминации и предвзятости работодателя ничем объективно не подтверждены и постановилправильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку суд не установилфакта нарушения трудовых прав истца, то оснований, предусмотренных ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о компенсации морального вреда у суда не имелось, поэтому суд правомерно отказал истцу в удовлетворении данного требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Поскольку выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и материалах дела, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ правовая оценка, судебная коллегия соглашается с ними и не принимает доводы апелляционной жалобы, о том, что суд неправильно применил нормы материального права и что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что судом при рассмотрении гражданского дела не были соблюдены требования ст.67 ГПК РФ, а также были нарушены требования ч.4 ст.198 ГПК РФ, являются несостоятельными, поскольку при рассмотрении дела указанных истцом нарушений судом допущено не было.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции, отказав в истребовании доказательств, допустил нарушение требований ч.2 ст.12 ГПК РФ, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ право оценки допустимости, относимости и взаимной связи доказательств принадлежит суду. Суд счел достаточным для разрешения спора собранный по делу объем доказательств и дал им надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Утверждения в жалобе об ошибочности доводов суда о том, что работодатель вправе произвольно изменять штатное расписание и увольнять работников, а также о том, что суд не должен проверять обоснованность принятого работодателем решения о сокращении штата работников, и что суд при рассмотрении дела вышел за пределы своих полномочий, направлены на необоснованную переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции.
Доводы в жалобе о незаконности и необоснованности ссылки суда на постановление А. городского округа - "адрес" В. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", и что суд не проверил обоснованность сокращения занимаемой истцом должности с учетом всех обстоятельств дела, были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для переоценки которой судебная коллегия не находит оснований.
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение требований ч.1ст.14 ГПК РФ в состав суда при рассмотрении дела был включен прокурор, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку сводится к ошибочному толкованию норм процессуального права.
Довод апеллянта о том, что после окончания перерыва в судебном заседании, перед началом судебного заседания, участвующий в деле прокурор проследовал в кабинет судьи, где общался с ним наедине порядка 10 минут, по истечении которых стороны были приглашены в зал, ничем не подтвержден и не может служить основанием для отмены решения.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что доводы апеллянта не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, а потому оснований для отмены оспариваемого решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда В. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца п, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.