судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Сукачева Д.Ю.
при секретаре Обуховой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кошелева А. Ю. к администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в получении социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета,
по апелляционной жалобе Кошелева А. Ю.,
на решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 14 декабря 2015 года, которым Кошелеву А. Ю. в удовлетворении исковых требований - отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кошелев А.Ю. обратился в суд с иском к администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в получении социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании п. 3 ч. 16 Федерального закона от 12 ноября 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ему положены меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.
У него жилья в собственности не имеется, он живет на съемной квартире по договору найма N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездно, с возмещением оплаты за коммунальные услуги.
Постановлением администрации Чернышковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " он признан нуждающимся в жилье и внесен в список лиц, имеющих право на получение жилья на территории Чернышковского городского поселения Волгоградской области.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" он обратился в администрацию Чернышковского муниципального района с заявлением по вопросу предоставления ему социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета. Однако ему было отказано в признании его получателем социальной выплаты, в связи с отсутствием у него права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета.
Считает, что данным отказом нарушено его право на получение мер социальной поддержки по вопросу предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет субвенций федерального бюджета.
В связи с чем, просил суд признать незаконным и отменить отказ администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в признании его получателем социальной выплаты, в связи с отсутствием у него права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета. Признать его Кошелева А. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего на съемной квартире безвозмездно, по договору найма N " ... " по адресу: "адрес", имеющим право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кошелев А.Ю. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в апелляционную инстанцию не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Чернышковского городского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, Кошелев А.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по Чернышковскому городскому поселению на основании удостоверения ветерана боевых действий, выданного ДД.ММ.ГГГГ, под общим очередным номером N " ... ".
Администрация Чернышковского муниципального района Волгоградской области своим ответом от ДД.ММ.ГГГГ за N " ... " отказала Кошелеву А.Ю. в удовлетворении заявления по вопросу предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета.
В соответствии с положениями п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
В силу положений п. 11.1 ст. 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 01 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Аналогичная правовая позиция изложена Конституционным Судом РФ в определении от 04 февраля 2014 года N 236-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.С. на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах".
Конституционный суд РФ указал, что поскольку подпункт 3 пункта 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02 января 2000 года N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 01 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09 апреля 2002 года N 123-О, от 04 марта 2004 года N 80-О, от 15 июля 2010 года N 955-О-О). Таким требованием в данном случае является совокупность следующих условий: наличие статуса ветерана боевых действий и принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Кошелев А.Ю. не представил доказательств того, что он до 01 января 2005 года обращался в соответствующий орган с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела является установление факта наличия или отсутствия решения органа местного самоуправления о постановке Кошелева А.Ю. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
Ссылку Кошелева А.Ю. в апелляционной жалобе на то, что он как ветеран боевых действий имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет субвенций федерального бюджета, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения ветеранов боевых действий жилыми помещениями, обратившихся с заявлением после 01 января 2005 года, в данном случае они приобретают и реализуют право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья на общих основаниях в порядке очередности.
Сам по себе факт нахождения истца на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, не является безусловным основанием для предоставления мер социальной поддержки на строительство или приобретение жилья в обход очереди лиц, состоящих в указанном списке на получение социальной выплаты, не допускается.
По сути, доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
Само по себе несогласие апеллятора с данной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 14 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кошелева А. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.