Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Курниковой А.В.,
при секретаре Поклонском Р.С.,
рассмотрев 27 января 2016 года в открытом судебном заседании административное исковое заявление Василенко " ... " о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
2 декабря 2015 года Василенко В.С. обратилась в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, и просила установить кадастровую стоимость принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на 1 января 2011 года;
- земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на 1 января 2011 года;
- земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на 1 января 2011 года;
- земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на 26 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на 26 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на 9 декабря 2011 года;
- земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на 7 декабря 2011 года.
В обоснование требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость земельных участков в несколько раз превышает их рыночную стоимость, что возлагает на него обязанность по уплате налога в необоснованно завышенном размере.
Административный истец Василенко В.С., представитель истца - " ... " - заявленные требования поддержали в полном объёме и просили суд об их удовлетворении, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - " ... ". - в письменном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, при принятии решения полагался на усмотрение суда.
В письменном отзыве ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не возражало относительно реализации административным истцом своих законных прав по вопросу установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель Администрации Серпо-Молотского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области в письменном отзыве просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, полагался при принятии решения на усмотрение суда.
Иные ответчики и заинтересованные лица надлежащим образом извещены, о причинах неявки суд не известили, возражения по заявленным требованиям не представили.
Учитывая, что участие административного истца, представителей административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из материалов дела следует, что Василенко В.С. имеет в собственности семь земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения:
- земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... " что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 4 л.д. 24);
- земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 17);
- земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... " что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 2 л.д. 149);
- земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... " что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 2 л.д. 24);
- земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... " что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 149);
- земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 3 л.д. 28);
- земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенный по адресу: " ... " что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 3 л.д. 156).
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 2577-р от 27 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области на 1 января 2011 года, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. м. земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области.
Согласно данных кадастровых справок, а также сообщения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" от 14 декабря 2015 года, кадастровая стоимость для указанных земельных участков установлена в следующих размерах:
- с кадастровым номером " ... " в размере " ... " рублей на ДД.ММ.ГГГГ;
- с кадастровым номером " ... " на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " рублей;
- с кадастровым номером " ... " на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " рублей;
- с кадастровым номером " ... " на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " рублей;
- с кадастровым номером " ... " на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " рублей;
- с кадастровым номером " ... " на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... " рублей;
- с кадастровым номером " ... " на ДД.ММ.ГГГГ в размере " ... ".
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац 4 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Из представленных в суд письменных доказательств, в том числе из сообщения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, следует, что количественные и качественные характеристики после 1 января 2011 года для земельных участков с кадастровыми номерами " ... " не изменялись, а их кадастровая стоимость определена на указанную дату.
Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами " ... " является дата, установленная в Распоряжении Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 2577-р от 27 ноября 2013 года, - 1 января 2011 года.
В соответствии со ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, из положений ст. 24.19 Федерального закона N135-ФЗ следует, что приведённые в статье случаи, при которых датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, являются исчерпывающими и не подлежат расширенному толкованию.
Из материалов дела следует, что датой внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером " ... " в государственный кадастр недвижимости является ДД.ММ.ГГГГ; о земельном участке с кадастровым номером " ... " - ДД.ММ.ГГГГ; о земельном участке с кадастровым номером " ... " - ДД.ММ.ГГГГ; о земельном участке с кадастровым номером " ... "- ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области количественные и качественные характеристики для вышеуказанных земельных участков после даты постановки их на кадастровый учёт не изменялись, их кадастровая стоимость определена на дату постановки их на кадастровый учёт.
При принятии решения суд исходит из того, что даты, по состоянию на которые должна быть установлена рыночная стоимость спорных земельных участков, определены применительно к требованиям ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющими принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года.
Не согласившись с произведённой оценкой земельных участков и полагая, что их кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости объектов недвижимости.
Административным истцом суду представлены отчёты, подготовленные оценщиком " ... " по определению рыночной стоимости земельных участков, согласно которым:
- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " руб. (т. 1 л.д. 29-125);
- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " руб. (т. 1 л.д. 153-249),
- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " руб. (т. 2 л.д. 28-125);
- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " руб. (т. 2 л.д. 151-247);
- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " руб. (т. 3 л.д. 36-132);
- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " руб. (т. 3 л.д. 162-259);
- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером " ... " составляет " ... " руб. (т. 4 л.д. 26-122).
На указанные отчёты представлены положительные экспертные заключения " ... ", из которых следует, что отчёты соответствуют требованиям закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам федеральных органов, а выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости земельных участков, являются обоснованными.
Каких-либо данных о несоответствии названных отчётов Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оценённых земельных участков, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведённой оценки, участвующие в деле лица суду не представили, не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы.
Давая оценку отчётам и экспертным заключениям, суд исходит из того, что они содержат все предусмотренные законодательством сведения, в них указана необходимая общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведены анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчётах оценщика выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, а заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
С учётом правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 25 Постановления Пленума ВС РФ N 28 от 30 июня 2015 года, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения следует указывать дату подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Как следует из материалов дела, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд - 2 декабря 2015 года (т. 1 л.д. 5).
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Василенко " ... " о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... " равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Датой подачи Василенко В.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 2 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Курникова
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено 28 января 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.