ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре Козловой И.В.,
с участием:
представителя административного
истца Полуниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 02 февраля 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Киричковой Танзили Константиновны к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
установил:
Киричкова Т.К. 22 декабря 2015 года обратилась в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
с кадастровым номером 34:30:040006:84, площадью 25 986000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 15058 887 руб.по состоянию на 01.01.2011 г.,
с кадастровым номером 34:30:040006:83, площадью 34 128000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 19777 176 руб. по состоянию 01.01.2011 г., указав в обоснование, что при расчёте земельного налога, существенное значение имеет кадастровая стоимость земельного участка. При этом кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере 48853680 руб. и 71668 800 руб. соответственно, по мнению административного истца, не соответствует их рыночной стоимости, что приводит к нарушению её права, как собственника и плательщика земельного налога в виде необоснованного увеличения платы за землю.
В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную, административный истец полагает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, она должна быть установлена равной рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
с кадастровым номером 34:30:040006:84, площадью 25 986000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 15058 887 руб. по состоянию 01.01.2011 г.,
с кадастровым номером 34:30:040006:83, площадью 34 128000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 19777 176 руб. по состоянию 01.01.2011 г., поддержала.
Представитель административного ответчика ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области просил рассмотреть дело в отсутствие в письменном отзыве. Против удовлетворения требований возражений не заявлено, указано, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 34:30:040006:83 и 34:30:040006:84, определена по состоянию на 01.01.2011 г.
От административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области поступили объяснения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления. При разрешении иска полагаются на усмотрение суда.
От заинтересованного лица администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области поступило заявление об отсутствии возражений по заявленным требованиям и с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Другие ответчик и заинтересованные лица надлежащим образом извещены, о причинах неявки суд не известили, возражения по заявленным требованиям не представили.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Киричкова Т.К. является собственником 4/423 доли земельного участка с кадастровым номером 34:30:040006:83, площадью 34 128 000 кв. м., и 4/423 доли земельного участка с кадастровым номером 34:30:040006:84, расположенных по адресу: "адрес", что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права 34АБ N " ... " и 34 АБ N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, (т.1 л.д.22-25).
В соответствии с распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 2577-р от 27 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области" утверждена по результатам государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. м. земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области по состоянию на 01.01.2011 г.
С учетом указанного правового акта, по данным государственного кадастра недвижимости (кадастровые справки от 12.11.2015 г. т.1 л.д. 26-27), кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 34:30:040006:83 и 34:30:040006:84 определена в размере 71668 800 руб. и 48853680 руб. соответственно.
В соответствии с ответом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области на запрос суда, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения:
о земельном участке с кадастровым номером 34:30:040006:83, с категорией земель - Земли сельскохозяйственного назначения, с разрешённым использованием - "для сельскохозяйственного производства", площадью 34128 000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес" Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 24.04.2008 г. Количественные и качественные характеристики, влияющие на изменение кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2011 г. не изменялись;
о земельном участке с кадастровым номером 34:30:040006:84, с категорией земель - Земли сельскохозяйственного назначения, с разрешённым использованием - "для сельскохозяйственного производства", площадью 25986000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес" Данный земельный участок внесён в государственный кадастр недвижимости 24.04.2008 г. Количественные и качественные характеристики, влияющие на изменение кадастровой стоимости земельного участка после 01.01.2011 г. не изменялись.
Таким образом дата определения кадастровой стоимости данных земельных участков - 01.01.2011 г. (т.2 л.д. 42-43).
Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер земельного налога, и считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с ч.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСОN4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010г. N508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В целях установления рыночной стоимости земельного участка по заказу административного истца " ... " составлен Отчет N " ... " которым определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 34:30:040006:83 и 34:30:040006:84 в размере 19777 176 руб. и 15058887 руб. соответственно (т.1 л.д. 130-250) по состоянию на 01.01.2011 г. Рыночная стоимость земельных участков устанавливалась на 1 января 2011г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Волгоградской области, в отношении которых распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области N 2577-р от 27 ноября 2013 года утверждены результаты кадастровой стоимости, поскольку сведения о них, были внесены в государственный кадастр недвижимости ранее даты формирования перечня недвижимости, подлежащей государственной кадастровой оценке.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами.
Из отчета следует, что оценщик исследовал социально-экономическую ситуацию Волгоградской области, составил обзор рынка земли, изучил мониторинг предложения земельных участков.
После проведенного анализа спроса и предложения на земельные участки в местах расположения объекта оценки, согласно п.20 ФСО 7 в качестве наиболее эффективного использования объекта как земельного участка принято текущее использование.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. В ходе анализа состояния рынка изучена информация специализированных печатных и электронных изданий.
Для сравнения выбраны аналоги, рассматривались сопоставимые объекты схожие по площади, местоположению, наличию инженерных систем, коммуникаций.
Оценщиком составлена таблица корректировок по сравнимым продажам.
Отчет N " ... " об оценке рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в том числе на соответствие требованиям ст.11 и ст.12 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Положительным Экспертным заключением N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, составленным экспертом и утверждённым Экспертным советом " ... ", установлено, что Отчёт соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а рыночная стоимость объекта оценки, определённая оценщиком в отчёте, подтверждается экспертизой отчёта об оценке. (т.2 л.д. 1-23).
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности.
Суд, оценивая представленные доказательства, отмечает соблюдение при оценке принципов обоснованности и однозначности, соответствие отчета требованиям закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам, обоснованность выбора метода оценки, учет уникальных характеристик объектов оценки и других требований законодательства.
Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельных участков у суда не имеется.
Суд также учитывает, что представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не оспаривали Отчет и Экспертное заключение, представленные административным истцом.
Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание установленную рыночную стоимость земельных участков, суд находит требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с чем, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление от 22 декабря 2015 г. Киричковой Танзили Константиновны об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером 34:30:040006:83, площадью 34 128000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 19777 176 руб. по состоянию 01.01.2011 г.,
с кадастровым номером 34:30:040006:84, площадью 25 986000 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 15058 887 руб. по состоянию на 01.01.2011 г.,
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через суд, принявший решение.
Судья М.Б. Гайдаров
Мотивированное решение составлено 02 февраля 2016г.
Судья М.Б. Гайдаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.