Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Козиной Е.Г., Козлова А.М.,
при секретаре Марининой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 января 2016 года в г. Саранске гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Игнаткина И.В. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 24 сентября 2015 года.
Заслушав доклад председательствующего Старинновой Л.Д., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ардатовского района Республики Мордовия, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования, обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском к Совету депутатов городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным распоряжения о наложении на главу городского поселения Ардатов Исайкина А.М. дисциплинарного взыскания в виде выговора, возложении обязанности расторгнуть с ним трудовой контракт и уволить его от занимаемой должности главы администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия в связи с утратой доверия.
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой законодательства о противодействии коррупции выявлено нарушение, выразившееся в конфликте интересов главы городского поселения Ардатов Исайкина А.М., личная заинтересованность которая повлияла на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и вступила в противоречие с законными интересами граждан и муниципального образования. Исайкин А.М., являясь главой администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, наделен функциями представителя власти, организационно-распорядительными, административно-хозяйственными и другими функциями. Используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя из иной личной заинтересованности, Исайкин А.М. подписал постановление администрации городского поселения Ардатов, в соответствии с которым Федорову А.С., главе Ардатовского муниципального образования Республики Мордовия и его семье по договору социального найма предоставлен для проживания жилой дом, стоимостью "данные изъяты" рублей, который впоследствии был передан в собственность дочери Федорова А.С. в порядке приватизации. При этом имущественное положение Федорова А.С. Исайкиным А.М. не выяснялось. Считает, что в действиях Исайкина А.М. усматриваются признаки конфликта интересов, в результате которого нарушены права и законные интересы лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответчику прокуратурой района внесено соответствующее представление с постановкой вопроса об освобождении Исайкина А.М. от занимаемой должности и расторжением контракта в связи с утратой доверия. Однако Исайкин А.М. от занимаемой должности по соответствующему основанию освобожден не был, и никаких мер по урегулированию конфликта интересов ответчиком не предпринято. Просил признать незаконным распоряжение Совета депутатов городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 10 апреля 2015 года N5 о наложении на Исайкина А.М. дисциплинарного взыскания в виде выговора, обязать ответчика расторгнуть с ним трудовой контракт и уволить его с занимаемой должности главы администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района (л.д.1-4).
Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 24 сентября 2015 года заявленные исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения (л.д.216, 217-223).
В апелляционном представлении прокурор Ардатовского района Республики Мордовия Игнаткин И.В. считает решение незаконным, указывая, что в настоящем конфликте интересов личная заинтересованность Исайкина А.М. выразилась в возможности получения третьими лицами, а именно Федоровым А.С. и его семьей, имущества в виде жилого дома вследствие доверительных отношений с последним и возможности Федорова А.С. влиять на трудовые права Исайкина А.М. Ссылаясь на то, что заявленные требования подлежали разрешению в порядке, установленном Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации, просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований (л.д.233-234).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Межевовой Ю.В., представителя Совета депутатов городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Мельниковой Н.К., Исайкина А.М., обсудив доводы апелляционного представления, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 25 января 2012 года Исайкин А.М. назначен на должность главы администрации городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия и с ним заключен контракт (л.д.119 -124).
В начале 2011 года Исайкин А.М., полагая, что глава администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Федоров А.С. и его семья являются малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий гражданами, но достоверно не зная об этом, подписал документы, согласно которым Федорову А.С. и его семье был предоставлен для проживания жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" стоимостью "данные изъяты" рублей, который впоследствии был передан в собственность в порядке приватизации дочери Федорова А.С. - Федоровой А.А.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу приговором Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 26 августа 2014 года в отношении Федорова А.С. ( л.д. 125-140)
Учитывая изложенное, усмотрев в действиях Исайкина А.М. как главы администрации городского поселения Ардатов признаки конфликта интересов, и.о. прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Исаев С.Н. обратился к председателю Совета депутатов городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия с представлением об устранении соответствующих нарушений законодательства и условий, им способствующих, где просил рассмотреть вопрос об освобождении Исайкина А.М. от занимаемой должности и расторгнуть с ним соответствующий контракт в связи с утратой доверия (л.д.141-143).
Распоряжением председателя Совета депутатов городского поселения Ардатов Ардатовского муниципального района Мельниковой Н.К. на главу администрации городского поселения Ардатов Исайкина А.М. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. При этом признаков конфликта интересов в действиях Исайкина А.М. усмотрено не было (л.д.144, 147).
Согласно статье 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 11 вышеназванного Закона государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Данной норме корреспондируют положения ч. ч. 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи 14.1 Закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Обращаясь с заявленными требованиями, прокурор обосновал наличие конфликта интересов в действиях Исайкина А.М. тем, что доверительные отношения с главой района Федоровым А.С. и опасения, что последний может негативно повлиять на карьеру Исайкина А.М., создало ситуацию, при которой личная заинтересованность последнего на получение семьи Федорова А.С. жилого дома повлияла на надлежащее исполнение Исайкиным А.М. своих должностных обязанностей и привела к причинению вреда правам и законным интересам граждан и муниципального образования.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции, исходил из того, что в действиях Исайкина А.М. по предоставлению главе администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Федорову А.С. для проживания жилого дома отсутствовали признаки личной заинтересованности, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении вышеприведенных правовых положений и установленных обстоятельствах дела.
При этом судебная коллегия отмечает, что в данном случае не доказано наличие у Исайкина А.М. личной заинтересованности, которая повлияла или могла бы повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, в том числе получения им при принятии решения о предоставлении семьи Федорову А.С. жилого помещения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Вопреки доводам апелляционного представления, исходя из установленного законодательством определения конфликта интересов, под которым понимается наличие личной заинтересованности (возможности получения при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды) влияющей на объективное исполнение должностных обязанностей и возможность возникновения противоречия между личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам, наличие доверительных отношений Исайкина А.М. с Федоровым А.С. и его опасения относительного оказания последним негативного влияния на его карьеру без неосновательного обогащения или получения доходов в виде материальной выгоды, не подпадают под понятие конфликта интересов.
Довод апелляционного представления о том, что заявленные требования подлежали разрешению в порядке, установленном Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется, поскольку споры об осуществлении трудовых прав, соединенные с требованиями о признании незаконными решений органов местного самоуправления и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (данная позиция изложена в разъяснении Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2015 года, N 7-ВС-7105/15)
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, не усматривая оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 24 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ардатовского района Республики Мордовия Игнаткина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Е.Г. Козина
А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.