Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Верюлина А.В. и Козиной Е.Г.,
при секретаре Марининой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 февраля 2016 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 ноября 2015 г.
Заслушав доклад судьи-председательствующего Литюшкина В.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
прокурор Пролетарского района г. Саранска Республики Мордовия Рябцев А.В., действующий в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование требований прокурор указал, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон) имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм. Постановлением главы Администрации городского округа Саранск от 24 июля 2014 г. N1926 ФИО1 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени полагающееся по закону жилое помещение ему так и не было предоставлено, чем нарушено его право на жилище.
В связи с этим просил суд обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства общей площадью не менее 33 кв.м на территории г. Саранска.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 ноября 2015 г. исковые требования прокурора Пролетарского района г. Саранска, действующего в защиту интересов ФИО1, удовлетворены. На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить ФИО1 по месту жительства в г. Саранске благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. на состав семьи из 1 человека.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие у муниципального органа свободного жилья, а также недостаточность бюджетных средств, необходимых для реализации программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Пролетарского района г. Саранска Сарган Н.Н. просит решение суда оставить без изменения, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации городского округа Саранск. Считает, что обеспечение жилыми помещениями граждан, включенных в вышеуказанный список, не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В судебное заседание ФИО1, представители Администрации городского округа Саранск, Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство по делу не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора отдела прокуратуры Республики Мордовия Шитовой Е.П. об оставлении решения суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 родился "дата", его мать - ФИО2 и отец ФИО3 решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 июня 2006 г. лишены родительских прав (л.д. 19, 20, 22-23).
Постановлением главы Администрации городского округа Саранск от 24 июля 2014 г. N1926 ФИО1 был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 12-14).
На день вынесения решения судом первой инстанции ФИО1 зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" что подтверждается выпиской из домовой книги и штампом в паспорте на имя истца (л.д. 9, 24).
Постановлением Администрации городского округа Саранск от 4 июля 2014 г. N 1724 установлен факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении по адресу: "адрес" (л.д. 17).
По сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Мордовия ФИО1 какой-либо зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 28, 29).
Таким образом, ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1 Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" предписывает исполнительному органу государственной власти Республики Мордовия, уполномоченному в сфере образования, однократно предоставлять соответствующей категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом постановлением Администрации городского округа Саранск от 4 июля 2014 г. N1724 установлен факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", по причине того, что данная площадь менее учетной нормы площади жилого помещения. В связи с этим суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив на ответчика соответствующую обязанность.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении вышеприведенных правовых положений, подтвержденными установленными обстоятельствами дела и исследованными доказательствами, оцененными по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Администрации городского округа Саранск об отсутствии бюджетных средств на реализацию программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями, не может повлечь отмену решения, поскольку не имеют юридического значения для возникшего спора.
Кроме того, предоставление указанной категории граждан благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от недостаточности средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.В. Верюлин
Е.Г. Козина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.