Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 22 января 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Михеев О.С. при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2016 г. в городе Саранске Республики Мордовия протест заместителя прокурора Республики Мордовия Мяльдзина Р.З. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 ноября 2015 г.,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 ноября 2015 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйкова А.В., прекращено. В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Чуйков А.В. от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освобожден по малозначительности с объявлением устного замечания о недопустимости в дальнейшем нарушений законодательства.
Заместитель прокурора Республики Мордовия Мяльдзин Р.З. принес протест на постановление судьи районного суда, ссылаясь на то, что судом при прекращении производства по делу не в полной мере принят во внимание характер совершенного Чуйковым А.В. административного правонарушения, выразившегося в проведении внеплановых документарных проверок без издания приказов (распоряжений) об их проведении путем направления запросов в ООО "Рузаевская городская управляющая компания", ООО "Городская управляющая компания "Центральная", ООО "Городская управляющая компании Октябрьского района". Нарушением, за которое вменяемой Чуйкову А.В. нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, является сам факт незаконного проведения проверки, что само по себе нарушает права проверяемого лица независимо от дополнительно наступивших после ее проведения негативных последствий. Полагает, что судьей не принят во внимание тот факт, что неправомерные действия совершены Чуйковым А.В. неоднократно, что свидетельствует об игнорировании им требований законодательства о порядке проведения проверок хозяйствующих субъектов и является грубым посягательством на их права и законные интересы. Просил отменить постановление судьи, дело направить на новое рассмотрение в районный суд в ином составе.
В судебном заседании прокурор отдела Прокуратуры Республики Мордовия Бородкина М.В. и старший прокурор отдела Прокуратуры Республики Мордовия Межевова Ю.В. протест поддержали по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйков А.В. возразил относительно протеста.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 данного Закона устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Как следует из материалов дела, заместитель Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйков А.В. 06 июля 2015 г. в течение рабочего дня без издания приказа (распоряжения) о проведении проверки в рамках рассмотрения обращения Стрелкиной О.И. направил в ООО "Рузаевская городская управляющая компания" запрос о представлении в срок до 22 июля 2015 г. калькуляции затрат на содержание и текущий ремонт жилого помещения заявительницы (исх: "N"), получив от общества соответствующие ответы от 13 июля 2015 г. за "N", от 22 июля 2015 г. за "N" и от 27 июля 2015 г. за "N".
07 июля 2015 г. в течение рабочего дня заместитель Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйков А.В. также без издания приказа (распоряжения) о проведении проверки в рамках рассмотрения обращения Девятаева Ф.П. направил в ООО "Городская управляющая компания "Центральная" запрос о представлении в срок до 16 июля 2015 г. информации о начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, а также калькуляции затрат на содержание и текущий ремонт жилого помещения заявителя (исх. "N"), получив от общества соответствующий ответ от 16 июля 2015 г. за "N".
29 июня 2015 г. в течение рабочего дня заместитель Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйков А.В. без издания приказа (распоряжения) о проведении проверки в рамках рассмотрения обращения Маренковой И.В. направил в ООО "Городская управляющая компания Октябрьского района" запрос о представлении в срок до 10 июля 2015 г. информации о собственниках квартиры заявительницы, порядка расчета платы за электроэнергию, а также копий платежных документов (исх. "N"), получив от общества соответствующий ответ от 10 июля 2015 г. за "N".
03 ноября 2015 г. постановлением заместителя прокурора Республики Мордовия Мяльдзина Р.З. в отношении заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйкова А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанного постановления заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Чуйков А.В. при осуществлении трудовой деятельности в помещении учреждения, расположенного по адресу: "адрес", вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей в июне - июле 2015 г. неоднократно нарушил требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившиеся в проведении внеплановых проверок юридических лиц без издания приказа (распоряжения) об их проведении.
Проверкой в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6 статьи 2).
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), которые указаны в распоряжении или приказе.
В распоряжении или приказе указываются, наряду с иными перечисленными в законе сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (часть 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны, в том числе: соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением.
С учетом установленных по делу обстоятельств судьей районного суда сделаны правильные выводы о наличии в действиях заместителя начальника Государственной Жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйкова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время выводы судьи о малозначительным характере совершенного заместителем начальника Государственной Жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйковым А.В. правонарушения, как не представляющие существенной угрозы ни для граждан, ни для юридических лиц, ни для охраняемых законом общественных отношений сделаны без должной оценки.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В соответствии с ним малозначительным правонарушением является действие или бездействие хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При установленных обстоятельствах, систематическое несоблюдение законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле несет существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям. При этом судьей не учтено, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в отсутствии существенной угрозы для граждан и юридических лиц, а и в ненадлежащем отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей.
Таким образом, данная ненадлежащая оценка не позволила судье районного суда полно и всесторонне установить все обстоятельства, относящиеся к событию правонарушения, на что ссылается прокурор в своем протесте.
Пунктом 4 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанные выше процессуальные нарушения являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление судьи подлежит отмене, а дело направлению в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия на новое рассмотрение, поскольку на момент рассмотрения протеста заместителя прокурора Республики Мордовия Мяльдзина Р.З. срок давности привлечения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйкова А.В. к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу не истек.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Протест заместителя прокурора Республики Мордовия Мяльдзина Р.З. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 ноября 2015 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Республики Мордовия Чуйкова А.В. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.