Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.
судей Чернецовой Н.А., Полосухиной Н.А.
при секретаре Перцевой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Молчановой Н.Ф. на решение Киреевского районного суда Тульской области от 05.11.2015 года по гражданскому делу по иску Молчановой Н.Ф. к администрации муниципального образования Киреевский район о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Заслушав доклад судьи Бобковой С.А., судебная коллегия
установила:
Молчанова Н.Ф. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Киреевский район о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, указав на то, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ проживала на условиях найма и была зарегистрирована в квартире "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в "адрес", откуда была выселена на основании решения Киреевского районного суда Тульской области от 17.10.2013г.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 03.07.2014г. она (Молчанова Н.Ф.) признана не утратившей право пользования квартирой "адрес" по договору социального найма, вселена и поставлена на регистрационный учёт по указанному адресу.
Постановлением администрации муниципального образования Киреевский район от 10.09.2001г. N787 жилой дом "адрес" признан непригодным для постоянного проживания.
Поскольку жилое помещение, предоставленное ее семье в 1967г., в результате действий администрации МО Киреевский район выбыло из состава муниципального жилищного фонда (квартира приватизирована в ДД.ММ.ГГГГ З., членом семьи которых она - истица - не является), в связи с чем в настоящее время она (истица) проживает и зарегистрирована в жилом помещении, не принадлежащем ей на праве собственности, признанном непригодным для проживания, не имеет иного жилья, полагает, что у нее сохраняется право на предоставление ей ответчиком другого жилого помещения, поскольку право на жилое помещение возникло у неё (истца) до 01.03.2005г.
09.12.2014г. она (Молчанова Н.Ф.) обратилась в администрацию муниципального образования Киреевский район с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако, до настоящего времени решения о принятии либо об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не принято, ответчик нарушает сроки и порядок рассмотрения ее заявления. На основании изложенного просила признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В судебное заседание истец Молчанова Н.Ф. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, просила рассматривать дело в ее отсутствие, с участием ее представителя Сладких Л.С.
Представитель истца Молчановой Н.Ф. по доверенности Сладких Л.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Киреевский район по доверенности Бирюкова Е.В. иск не признала, пояснив, что решение по заявлению Молчановой Н.Ф. не принято ввиду непредоставления ею полного пакета документов, необходимых для принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившейся истицы.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 05.11.2015г. в удовлетворении исковых требований Молчановой Н.Ф. отказано.
В апелляционной жалобе Молчанова Н.Ф. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, рассмотренное в нарушение требований процессуального закона.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с требованиями ст.ст.167,327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку о времени и месте судебного разбирательства они извещены надлежащим образом, уважительных причин их неявки судебная коллегия не усматривает.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Молчановой Н.Ф. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 09.12.2014г. Молчанова Н.Ф., зарегистрированная ДД.ММ.ГГГГ на основании вступившего в законную силу 11.08.2014г. решения Киреевского районного суда Тульской области от 03.07.2014г., принятого по гражданскому делу по иску Молчановой Н.Ф. к администрации муниципального образования Киреевский район о признании не утратившей право пользования жилым помещением, вселении, обязании поставить на регистрационный учет, - в квартире "адрес", обратилась в администрацию муниципального образования Киреевский район с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Постановлением администрации муниципального образования "Киреевский район" Тульской области от 10.09.2001г. N787 жилой дом "адрес" признан непригодным для постоянного проживания, с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований.
Письмом от 27.03.2015г. N3816 администрация МО Киреевский район уведомила Молчановой Н.Ф. о невозможности рассмотрения по существу её заявления ввиду непредставления документов о доходах и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, за три календарных года, предшествующих году обращения, а также удостоверяющих её личность документов.
18.05.2015г. Молчанова Н.Ф. обратилась в администрацию МО Киреевский район с претензией на волокиту с принятием решения по заявлению от 09.12.2014г., на что ответчик письмом от 11.06.2015г. NМ-1565 разъяснил Молчановой Н.Ф. причины длительного рассмотрения ее заявления от 09.12.2014г., а также указал перечень документов, которые ей необходимо предоставить для решения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
29.06.2015г. в администрацию МО Киреевский район поступила повторная претензия Молчановой Н.Ф. от 26.06.2015г., в ответ на которую письмом от 30.07.2015г. ответчик вновь разъяснил, какие документы заявителю нужно представить.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований Молчановой Н.Ф., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в частности, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр ...
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в т.ч. через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органами местного самоуправления в Тульской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден Законом Тульской области от 07.07.2006г. N722-ЗТО "О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений" (с посл. изм.), согласно ст.3 которого органы местного самоуправления поселений и городских округов предоставляют гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Граждане в целях реализации их права на получение жилых помещений по договорам социального найма обращаются с письменным заявлением или заявлением в форме электронного документа ... С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, указанные в ч.2 ст.3.
Граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ.
Согласно ст.5 Закона Тульской области от 07.07.2006г. N722-ЗТО решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято органом учета по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган учета не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий такое решение.
Пунктом 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ закреплено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
На момент рассмотрения данного гражданского дела решение о принятии Молчановой Н.Ф. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении либо об отказе в принятии на такой учёт по заявлению истца администрацией муниципального образования Киреевский район не принято.
Вместе с тем Молчанова Н.Ф. требует признать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в судебном порядке.
Согласно ч.3 ст.54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано гражданином, подавшим заявление о принятии на учет, в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Молчанова Н.Ф. выражает несогласие с действиями органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Киреевский район - при рассмотрении её (истца) заявления о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая на нарушение сроков и порядка рассмотрения ее заявления.
Возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих предусмотрена п.2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующего с 15.09.2015г.
Фактически оспаривая действия и бездействие органа местного самоуправления, при отсутствии решения, принятого по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, Молчанова Н.Ф. заявила требования в исковом порядке, которые были рассмотрены судом первой инстанции в соответствии с положениями ч.3 ст.196 ГПК РФ.
Исходя из характера заявленных истцом требований, суд первой инстанции обоснованно отказал в иске ввиду избрания истцом ненадлежащего способа защиты права.
По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы о том, что исковое заявление рассмотрено в нарушение требований процессуального закона в порядке искового, а не административного судопроизводства, нельзя признать состоятельными, поскольку требований об обжаловании решений, действий (бездействия) администрации муниципального образования Киреевский район истцом не заявлялось.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановилзаконное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцом основаниям.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том и числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного решения, поскольку основаны на неправильном применении норм процессуального права, регламентирующих порядок рассмотрения требований истца, но не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Киреевского районного суда Тульской области от 05.11.2015г. по доводам апелляционной жалобы истицы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Киреевского районного суда Тульской области от 05.11.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Молчановой Н.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.