Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Фатеевой Л.В., Алдошиной В.В.,
при секретаре Шаталиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 11 ноября 2015 года по иску Шичкиной Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочное назначение пенсии.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Шичкина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области (далее ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требования сослалась на то, что на протяжении длительного времени проживала в различных зонах радиоактивного загрязнения, в связи с чем имеет право на уменьшение пенсионного возраста на основании ст.ст.33, 34 Федерального закона N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С целью реализации своих пенсионных прав она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением от 16.10.2015 в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано ввиду отсутствия требуемого пенсионного возраста.
Просила суд признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 08.10.2015, обязав ответчика назначить и выплатить её с 08.10.2015.
В судебном заседании истец Шичкина Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Суд постановилрешение, которым исковые требования Шичкиной Е.В. удовлетворил.
Признал за Шичкиной Е.В. право на страховую пенсию по старости, обязав ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить её и выплачивать с 08.10. 2015.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Как видно из материалов дела, Шичкина Е.В., 08.10.1965 года рождения, 05.10.2015 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в порядке, предусмотренном ст.33 и 34 ФЗ N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Решением ответчика N553 от 16.10.2015 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого возраста.
Не согласившись с отказом в назначении пенсии Шичкина Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ право на государственную пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N166-ФЗ гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Ст.ст.33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из примечаний к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указано в определении Конституционного суда РФ N403-О от 11.07.2006 при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства РФ - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством РФ ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Таким образом, положения ст.ст.33,34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями ч.1 ст. 13 того же Закона и п.2 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно - правовому смыслу не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством РФ с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Шичкина Е.В. в период с 30.07.1992 по 30.07.1993, с 07.12.1993 по 01.10.1996, с 08.10.1996 по 27.03.2014 проживала в г.Узловая Тульской области, в период с 27.03.2014 по 25.11.2014 - в пос. Партизан Узловского района, а в период с 25.11.2014 по настоящее время проживает в г. Узловая Тульской области.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, которые были предметом исследования суда первой инстанции.
Распоряжением Правительства РСФСР N 237-р от 28.12.1991 был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая и пос. Партизан были отнесены к зоне с правом на отселение, а с 01.02.1998 на основании постановления Правительства РФ N1582 от 18.12.1997 статус г.Узловая был изменен, и он стал относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с чем, в силу положений п.п.7, 8 ст.13, ст.ст. 33, 34, 35 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 2 года, в связи с проживанием на территории зоны с правом на отселение и на 3 года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, согласно положениям ст. ст. 33, 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 Шичкина Е.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет в общей сложности.
Приняв во внимание, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, а также то, что Шичкиной Е.В. 50 лет исполнилось 08.10.2015, а за назначением пенсии по старости она обратилась 05.10.2015, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истицей требования, указав, что Шичкиной Е.В. страховая пенсия по старости должна быть назначена с 08.10.2015.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы жалобы относительно того, что законом N1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37 указанного закона, то есть одновременное снижение возраста за работу на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения возмещается в полном объеме.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.