Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Хромовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2/2016 по административному исковому заявлению Калининой Е.Н. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Калинина Е.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... " расположенного по адресу: "адрес".
Полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере " ... " рублей, определенная по состоянию на 14.04.2014 года, является необоснованно завышенной, что затрагивает ее права и обязанности как плательщика арендной платы.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка Калинина Е.Н. обратилась в ООО " С.". В соответствии с отчетом об оценке N " ... " от " ... " года, выполненным ООО " С.", рыночная стоимость арендованного административным истцом земельного участка по состоянию на 14.04.2014 года составляет " ... " рублей. Указанный отчет получил положительное экспертное заключение межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство " О." N " ... " от " ... " года.
На основании изложенного Калинина Е.Н. просила установить кадастровую стоимость названного земельного участка равную его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
В ходе судебного разбирательства по делу Калининой Е.Н. подано уточненное административное исковое заявление к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " равной его рыночной стоимости в размере, определенном судебной экспертизой, - " ... " рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Калининой Е.Н. по доверенности адвокат Бобылева М.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, и просила их удовлетворить, в размере, определенном заключением судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. В представленном ранее письменном объяснении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие и просил вынести решение на усмотрение суда, указав на то, что материально-правовые интересы Учреждения по заявленным требованиям не затрагиваются.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в представленном суду письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, ссылаясь на то, что Управление Росреестра по Тульской области не оспаривает заявленные административным истцом требования ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости, и не имеет с Калининой Е.Н. противоположных юридических интересов.
Представитель заинтересованного лица правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Щекинский район по доверенности Майоров К.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на обоснованность установленной кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в аренде у административного истца.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя административного истца Бобылевой М.Н., возражения представителя администрации муниципального образования Щекинский район Майорова К.В., заслушав эксперта Ф.., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
На основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 того же Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости, в числе иных сведений, вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Калинина Е.Н. является арендатором земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", расположенного по адресу: "адрес"
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением администрации Щекинского района от 15.05.2014 года N 5-757, а также зарегистрированными в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Тульской области договором аренды земельного участка N " ... " от " ... " года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно условиям договора аренды земельного участка N " ... " от " ... " года размер арендной платы определяется от кадастровой стоимости участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
09.12.2013 года правительством Тульской области принято Постановление N 740 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)".
Постановление правительства Тульской области вступило в силу 01 января 2014 года.
Приложением N 1 к вышеуказанному Постановлению правительства Тульской области утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2013 года.
Приложением N 2 к Постановлению правительства Тульской области N 740 от 09.12.2013 года утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов в составе населенных пунктов Тульской области по группам видов разрешенного использования.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 14.04.2014 года, рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей группы видов разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала - " ... " руб. за кв.м, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 года N 740 по состоянию на 01.01.2013 года (приложение N 2), на площадь земельного участка; утверждена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области от " ... " года и установлена в размере " ... " рублей.
Указанная кадастровая стоимость была внесена ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области в государственный кадастр недвижимости, что следует из имеющейся в материалах дела кадастровой справки от " ... " года.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 255 (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. N 509) при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость определяется оценщиком.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ.
С целью определения рыночной стоимости вышеупомянутого земельного участка административный истец обратился в ООО " С.".
В соответствии с отчетом об оценке N " ... " от " ... " года, выполненным оценщиком данной организации, рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 14.04.2014 года составляет " ... " рублей.
Данный отчет получил положительное экспертное заключение межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство " О." N " ... " от " ... " года.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу положений статей 17.1, 24.16, 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.06.2015 г. N 145-ФЗ) отчет об определении кадастровой (рыночной) стоимости подлежит обязательной экспертной оценке экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (оценщики), составивший отчет, на предмет соответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в отношении ранее не учтенных объектов недвижимости, в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Из материалов дела следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером " ... " внесены в государственный кадастр недвижимости 14.04.2014 года.
Таким образом, величина кадастровой стоимости ( " ... " руб.) арендованного административным истцом земельного участка определена в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ.
По ходатайству представителя Калининой Е.Н. по доверенности адвокатом Бобылевой М.Н. судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО " " ... "" Ф..
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта N " ... " от " ... " года названной экспертной организации, подтвержденным пояснениями в судебном заседании эксперта Ф.., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", определенная оценщиком в отчете ООО " С." N " ... " от " ... " г. по состоянию на 14.04.2014 года, подтверждается рыночным условиям. При этом в исследовательской части указанного заключения экспертом также определена рыночная стоимость названного выше земельного участка в рамках сравнительного подхода методом сравнения и составила " ... " рублей. Отклонение стоимости, полученной экспертом, составило 1,98%. Коэффициент вариации значений, полученных специалистом " С." и экспертом Ф.., составил 2,84%. Для оцениваемого объекта диапазон рыночной стоимости может находиться в пределах ? 15%.
Данное заключение эксперта суд относит к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям ст. 84 КАС РФ, поскольку оно выполнено компетентным специалистом в области оценочной деятельности, имеющим продолжительный опыт работы в сфере оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
О несогласии с указанным заключением эксперта N " ... " от " ... " года, а также отчетом об оценке N " ... " от " ... " г. и положительным экспертным заключением межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство " О." N " ... " от " ... " года, лицами, участвующими по делу, в процессе судебного разбирательства не заявлялось.
С учетом изложенного оснований для признания указанных выше письменных доказательств недопустимыми либо недостоверными у суда не имеется.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что на дату установления кадастровой стоимости земельного участка - 14.04.2014 года, рыночная стоимость находящегося в аренде у административного истца земельного участка являлась иной, чем отражено в исследованных судом заключении эксперта и отчете в процессе судебного разбирательства, как это требуется в соответствии с положениями статей 14, 59 КАС РФ, в материалы дела не представлено.
То обстоятельство, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в заключении эксперта и отчете, не свидетельствует о недостоверности последних, поскольку в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимости.
При таких данных, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, суд, учитывая требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, установленном в ходе проведения судебной экспертизы, приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость указанного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения эксперта N " ... " от " ... " года, а заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятием с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 4 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ установлено, что учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
С учетом изложенного и исходя из положений статьи 4, пункта 11 части 2 статьи 7, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" настоящее решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о вышеупомянутой рыночной стоимости спорного земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Калининой Е.Н. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель: " ... ", разрешенное использование: " ... ", расположенного по адресу: "адрес" , равной его рыночной стоимости в размере " ... " рублей.
В целях налогообложения и внесения соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости датой подачи Калининой Е.Н. заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка является день обращения указанного лица в Тульский областной суд - 26 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Голомидова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.