Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Азовский портовый элеватор" Ширяева Д.А. на решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 03 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Азовский портовый элеватор",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора по ЮФО, заместителем начальника отдела экологического, геологического надзора и охраны недр по *** Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от **** ООО "Азовский портовый элеватор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ***** рублей. Указанное постановление ООО "Азовский портовый элеватор" обжаловало в суд.
Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 03 ноября 2015 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, а жалоба ООО "Азовский портовый элеватор" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, генеральный директор ООО "Азовский портовый элеватор" Ширяев Д.А. ставит вопрос об отмене решения судьи городского суда от 03 ноября 2015 года, ссылаясь на несоблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения общества к административной ответственности. В частности, заявитель указал, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя юридического лица - генерального директора Ширяева Д.А., не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола. При этом, по мнению заявителя, извещение начальника юридического отдела ООО "Азовский портовый элеватор" К. надлежащим признано быть не может, поскольку данное лицо законным представителем общества не является, а выданная на его имя доверенность не содержит указания на наличие у данного лица полномочий на участие в конкретном административном деле. Не согласен заявитель и с выводами суда, отклонившего его доводы о необоснованности проведения внеплановой проверки, а также не рассмотревшего о снижении размера штрафа ниже низшего предела и, более того, не отразившего в решении отказ в удовлетворении данного ходатайства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 3 статьи 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения в отношении ООО "Азовский портовый элеватор" послужило то, что с 17 февраля 2015 года по 10 марта 2015 года в соответствии с Приказом от 13 февраля 2015 года *** и.о.начальника Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу была проведена внеплановая выездная проверка с целью оценки выполнения ООО "Азовский портовый элеватор" требований действующего законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности зерновых грузов во внутренних морских водах и территориальном море РФ.
Согласно справке, предоставленной ФГБУ "Администрация морских портов Азовского моря" от 18 февраля 2015 года *** в период 2013-2014 годы в морском порту Азов транспортные суда осуществляли погрузочно-разгрузочную деятельность на причале морского терминала ООО "Азовский портовый элеватор".
В ходе хозяйственной и иной деятельности ООО "Азовский портовый элеватор" осуществляет деятельность в области обращения с отходами.
Фактически, согласно сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы) в 2014 году было образовано *** тонн отходов I-V классов опасности, из которых было использовано ***** тонны, обезврежено **** тонн.
Срок действия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного в 2009 году, истек в первом полугодии 2014 года.
Установлено, что ООО "Азовский портовый элеватор" обратилось с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 21 июля 2014 года, принято решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с мотивированном обоснованием - Приказ Департамента Росприроднадзора по ЮФО *** от 31 июля 2014 года. Повторно ООО "Азовский портовый элеватор" обратилось ****. Однако было принято решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с мотивированным обоснованием - Приказ Департамента Росприроднадзора по ЮФО *** от 08 апреля 2015 года.
Кроме того, Таганрогским отделом по надзору на море Департамента Росприроднадзора по ЮФО в период с 01 октября 2014 года по 28 октября 2014 года на основании приказа Департамента от 24 сентября 2014 года N2157 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Азовский портовый элеватор" требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и выдано предписание *** от 28 октября 2014 года об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в котором предписывалось ООО "Азовский портовый элеватор" до 28 января 2015 года не допускать осуществление хозяйственной деятельности предприятия без разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Соответственно, с 29 января 2015 года и на момент рассмотрения административного дела 19 мая 2015 года ООО "Азовский портовый элеватор" не имел утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о нарушении обществом положений ФЗ "Об охране окружающей среды" и ФЗ "Об отходах производства и потребления" и наличии в действиях ООО "Азовский портовый элеватор" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Из судебного решения усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления от 19 мая 2015 года о признании ООО "Азовский портовый элеватор" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судья городского суда пришел к верному выводу, что факт совершения ООО "Азовский портовый элеватор" вышеуказанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Таким образом, обоснованность привлечения ООО "Азовский портовый элеватор" к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Совершенное ООО "Азовский портовый элеватор" административное правонарушение квалифицировано правильно по ст. 8.2 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено компетентным должностным лицом административного органа, при привлечении к административной ответственности нарушений ст. 4.5 КоАП РФ не усматривается.
Административное наказание назначено ООО "Азовский портовый элеватор" в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ и является справедливым.
Не основаны на законе и подлежат отклонению приведенные в жалобе доводы заявителя о нарушении административным органом установленного законом порядка привлечения Общества к административной ответственности, выразившемся в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица - генерального директора Ширяева Д.А., не извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола и при участии начальника юридического отдела ООО "Азовский портовый элеватор" К., выданная на имя которого доверенность не содержит указания на наличие у данного лица полномочий на участие в конкретном административном деле.
Так, в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляет его законный представитель, которым является руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Также дело об административном правонарушении может быть рассмотрено с участием защитника юридического лица.
Согласно ст. 25.5 КоАП РФ в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Соответственно, полномочия адвоката удостоверяются ордером, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом и удостоверяющей полномочия на подачу жалобы по делу об административном правонарушении или на участие в деле об административном правонарушении в качестве защитника.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении от 07 мая 2015 года составлен в отсутствие законного представителя юридического лица - генерального директора Ширяева Д.А., извещенного о времени и месте рассмотрения дела в присутствии представителя К., действующего на основании доверенности от 06 апреля 2015 года.
При этом, доверенность от 06 апреля 2015 года, выданная на имя начальника юридического отдела К. генеральным директором ООО "Азовский портовый элеватор" Ширяевым Д.А., содержит указание на делегирование К. полномочий защитника по делу об административном правонарушении, в связи с чем, К. является лицом, обладающим правом участия как законный представитель общества при составлении протокола по настоящему делу.
В жалобе заявитель также утверждает, что судьей городского суда не было рассмотрено его ходатайство о снижении размера штрафа ниже низшего предела и, более того, указанное обстоятельство не получило отражения в обжалуемом судебном акте.
Между тем, содержание решения судьи от 03 ноября 2015 года свидетельствует о том, что каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением ООО "Азовский портовый элеватор", позволяющих применить положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, судьей установлено не было.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Азовский портовый элеватор" допущено не было.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения судьи Азовского городского суда Ростовской области от 03 ноября 2015 года не имеется.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 03 ноября 2015 года оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО "Азовский портовый элеватор" Ширяева Д.А. - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.