Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главы администрации Кузнецовского сельского поселения Резникова С.Н. на решение судьи Семикаракорского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Резникова С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Семикаракорского района по использованию и охране земель от 04 июня 2015 года оставленным без изменения решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 23.11.2015года, глава Кузнецовского сельского поселения Резников С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч. 1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере **** рублей.
Не согласившись с вынесенным по делу об административном правонарушении решением, Резников С.Н. обжаловал его в Ростовский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании Разников С.Н. доводы жалобы поддержал, представитель УФСГР кадастра и картографии по РО - Черникова А.С. возражала против удовлетворения жалобы.
Судья областного суда, проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки установлено, что земельный участок, расположенный относительно ориентира: **** м по направлению на *** в кадастровом квартале *** площадью **** кв.м., не учтенный в государственном кадастре недвижимости, используется для складирования бытовых отходов и мусора Администрацией Кузнецовского сельского поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 г., к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращений с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Не основании ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, а также недопущению захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе, биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
На основании ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского поселения, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту.
Как указал суд, глава Кузнецовского сельского поселения Резников С.Н., как должностное лицо, обеспечивающее осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ, допустил использование вышеуказанного земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. По мнению суда действия Резникова С.Н. правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.8 КОАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Вместе с тем, с такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без учета следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Под использованием земель не по целевому назначению без соблюдения установленных для каждой категории режимов использования законодатель понимает изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта и др.
В связи с этим объективная сторона первого состава административного правонарушения будет заключаться в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.
В силу пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений Закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия администрации по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи ч.1 ст 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
С учетом вышеизложенного при разрешении вопроса о наличии в действиях главы администрации Кузнецовского сельского поселения Резникова С.Н. состава административного правонарушения, суду следовало установить носит ли складирование на участке сельскохозяйственного назначения бытовых отходов и мусора плановый и системный характер, что может свидетельствовать о сознательном изменении его целевого назначения, или свалка мусора является стихийной, что тоже не исключает привлечения лица, ответственного за ее ликвидацию, к административной ответственности.
Принимая во внимание, что судом не установлены обстоятельства значимые для установления наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, решение суда не может быть признано законным и обоснованным в связи с чем, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение Семикаракорского районного суда Ростовской области от 23 ноября 2015 отменить. Дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.