Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Шикуля Е.В.
судей: Москаленко Ю.М., Водяной В.Ю.
при секретаре Тукусер А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Москаленко Ю.М. административное дело по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 13.10.2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Таганрога о признании бездействия незаконным, обязании обратиться в территориальный орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозного имущества, обязании организовать эксплуатацию объектов до признания права.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Таганрога по обращению С ... по вопросу принятия на учет в качестве бесхозяйных наружных сетей водопровода и канализации до внешней границы стены многоквартирного жилого дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН проведена проверка соблюдения Администрацией г. Таганрога законодательства РФ о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, по результатам которой установлено, что жилой дом по адресу: г АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и все подходящие к нему коммуникации были построены застройщиком ООО "Веста-Д" за счет средств дольщиков и в муниципальную собственность г. Таганрога не передавались.
До настоящего времени ответчиком каких-либо действий по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества не произведено. В результате некоторые участки водопроводной и канализационной сетей находятся на балансе и обслуживании собственников многоквартирного жилого дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в то время как в силу законодательства РФ они должны находиться на балансе и обслуживании в специализированной организации.
Спорное имущество не имеет собственника на протяжении длительного периода времени, таким образом, является бесхозяйным. Отсутствие собственника указанных сетей влечет несвоевременное решение вопросов по водоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несоблюдению Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест".
Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные канализационные сети, мер по установлению владельца, ведет к отсутствию контроля над состоянием их работоспособности, создает угрозу бесперебойному водоотведению и нарушает права граждан. Водопроводные и канализационные сети являются социально значимыми объектами.
На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации г. Таганрога по непринятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества водопроводного ввода со стороны линии водопровода d=200 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; колодца В1 на врезке в уличную сеть; отключающейся задвижки на жилой дом; пожарного гидранта; канализационных выпусков от жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до колодца КК-6; уличного водопровода d=200 мм по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; канализационных выпусков от жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до колодца КК-6; канализационной линии от колодца КК-6 до КК-7; канализационной линии от колодца КК-7; обязать Администрацию г. Таганрога обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества водопроводного ввода со стороны линии водопровода d=200 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; колодца В1 на врезке в уличную сеть; отключающейся задвижки на жилой дом; пожарного гидранта; канализационных выпусков от жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до колодца КК-6; уличного водопровода d=200 мм по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; канализационных выпусков от жилого дома по ул. Водопроводная, 27 до колодца КК-6; канализационной линии от колодца КК-6 до КК-7; канализационной линии от колодца КК-7; обязать Администрацию г. Таганрога организовать эксплуатацию водопроводного ввода со стороны линии водопровода d=200 по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; колодца В1 на врезке в уличную сеть; отключающейся задвижки на жилой дом; пожарного гидранта; канализационных выпусков от жилого дома по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до колодца КК-6; уличного водопровода d=200 мм по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; канализационных выпусков от жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до колодца КК-6; канализационной линии от колодца КК-6 до КК-7; канализационной линии от колодца КК-7 до признания права собственности на них.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 13 октября 2015 года вышеуказанные требования прокурора г. Таганрога удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация г.Таганрога просит отменить постановленное по делу решение суда по мотивам его незаконности и необоснованности, указывая, что жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, строился ООО "Веста-Д" за счет средств дольщиков и в муниципальную собственность г. Таганрога не передавался; все подходящие к дому коммуникации, вошли в его состав и стоимость и являются общедолевой собственностью собственников помещений.
Поскольку сети водоснабжения и водоотведения, проложенные к жилому дому по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН изначально являются собственностью собственников помещений, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме на вышеназванные сети не распространяются.
Автор жалобы указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет по управлению имуществом г.Таганрога, поскольку в соответствии с Положением "О комитете по управлению имуществом г. Таганрога", утвержденным Решением Городской Думы города Таганрога от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (с внесенными изменениями решением Городской Думы г. Таганрога N НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года) Комитет по управлению имуществом г. Таганрога является органом Администрации г. Таганрога с правами юридического лица (применительно к казенным учреждениям) и наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации г.Таганрога - Н ... поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на отмене решения суда от 13.10.2015 года.
Старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области - З ... просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено судебной коллегией в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание участников, проверив решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд послужило невыполнение Администрацией г. Таганрога обязанности по предоставлению в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество заявления о постановке на учет в качестве бесхозного имущества водопроводных и канализационных сетей многоквартирного жилого дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, поскольку водопроводные и канализационные сети не состоят на балансе и не обслуживаются специализированными организациями, имея при этом существенные нарушения.
Согласно п.3 и п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 22.11.2013 года N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и все подходящие к нему коммуникации были построены застройщиком ООО "Веста-Д" за счет средств дольщиков и в муниципальную собственность г. Таганрога не передавались.
В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям жилого дома по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 26.07.2012, водопроводный ввод со стороны линии водопровода d=200 по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также колодец В1 на врезке в уличную сеть, отключающая задвижка на жилой дом, пожарный гидрант, а также канализационные выпуска от жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до колодца КК-6 находятся на балансе и обслуживании собственников многоквартирного жилого дома; уличный водопровод d=200 мм по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН находится на балансе и обслуживании МУП "Управление "Водоканал"; канализационные выпуска от жилого дома по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до колодца КК-6 находятся на балансе и обслуживании собственников многоквартирного дома; канализационная линия от колодца КК-6 до КК-7 находится в совместном обслуживании с собственником жилого дома N АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; канализационная линия от колодца КК-7 находится на балансе и обслуживании МУП "Управление "Водоканал".
Сведения о зарегистрированных правах на сооружение по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН водопроводный ввод со стороны линии водопровода d=200; колодец В1 на врезке в уличную сеть; пожарный гидрант; канализационный выпуск от жилого дома по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до колодца КК-6; уличный водопровод d=200мм по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; канализационный выпуск от жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН до колодца КК-6; канализационная линия от колодца КК-6 до КК-7; канализационная линия от колодца КК-7 отсутствуют, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 13.08.2015 года (л.д.41) и ответом КУИ г. Таганрога, направленным в адрес С ... 23.03.2015 года (л.д.16).
Учитывая данные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, принимая во внимание, что указанные участки водопроводной и канализационной сетей находятся на территории муниципального образования г. Таганрог и не имеют собственника, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что необращение администрации г. Таганрога с заявлением об их постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст. 225 ГК РФ, а также п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставленного в едином экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Поскольку из содержания п.3 ст. 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом на подачу заявления о постановке имущества в качестве бесхозяйного, поскольку законодателем не установлены иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию г.Таганрога обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных участков водопроводных и канализационных сетей.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения. Решение суда законно и обоснованно, соответствует действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 13.10.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.